Решение по иску о возложении обязанности по проведению деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства.



Дело 2-2328/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ ДД.ММ.ГГГГ ]

Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Зайцевой Е.Г., с участием помощника прокурора Карташовой П.Г., при секретаре судебного заседания Кабиной Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Пушкину В.Е. о возложении обязанности по проведению деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Прокурор Автозаводского района г.Н.Новгорода, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по проведению деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование иска указал, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. В ходе проверки установлено, что ИП Пушкин В.Е. имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 05.11.2009 [ Номер ] (С). Согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, выданному 27.12.2010 [ Номер ], Пушкиным В.Е. эксплуатируются опасные производственные объекты: система газопотребления предприятия от 31.12.2003 [ Номер ], здание магазина «[ ... ]» от [ ДД.ММ.ГГГГ ] [ Номер ], здание магазина [ Номер ] от [ ДД.ММ.ГГГГ ] [ Номер ], здание торгового центра «[ ... ] век» от [ ДД.ММ.ГГГГ ] [ Номер ]. В ходе проверки выявлены нарушения ответчиком требований федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, а именно: не заключены договора с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием; на постоянной штатной основе на предприятии не созданы соответствующие служба или формирование, а также нештатное аварийно-спасательное формирование, прошедшее соответствующую аттестацию. Следовательно, ИП Пушкиным В.Е. не исполнены законодательно предусмотренные обязанности, обеспечивающие безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов. Просил суд обязать ответчика привести деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства: в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования; издать приказ о создании нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников.

Определением суда от [ ДД.ММ.ГГГГ ] принят отказ [ Адрес ] г. Н. Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, от иска к индивидуальному предпринимателю Пушкину В.Е. о возложении обязанности по приведению деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства, в части обязания ответчика привести деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства: в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание; в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования. Производство по делу в указанной части прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора Карташова П.Г. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Ответчик – представитель ИП Пушкина В.Е. – Федотов А.С., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения оставшейся части исковых требований.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьями 2, 17, 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В силу требований ст. ст. 7, 14 указанного закона планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Обязанность планирования и осуществления необходимых мер в области защиты объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций возложена, в том числе, на организации.

Статьей 3 федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Как определено ст.ст.6,9,10 вышеназванного закона, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в частности, эксплуатация опасного производственного объекта, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В силу ст.2 федерального закона N 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "в" приложения N 1 к федеральному закону N 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно статье 1 федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Статьей 7 данного закона определено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Во исполнение федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 утверждены Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Основные положения).

Пунктом 2 Основных положений Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, образованной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.05.1993 N 507, предписано утвердить квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 335, от 03.10.2006 N 600), готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

В судебном заседании установлено, что Пушкин В.Е. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, что сторонами по делу не оспаривалось.

Установлено, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода проводилась проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в ходе которой установлено, что ИП Пушкин В.Е. имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 05.11.2009 [ Номер ]). Согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, выданному 27.12.2010 [ Номер ], Пушкиным В.Е. эксплуатируются опасные производственные объекты: система газопотребления предприятия от 31.12.2003 [ Номер ] здание магазина «Ивушка» от [ ДД.ММ.ГГГГ ] [ Номер ], здание магазина [ Номер ] от 17.09.2001 [ Номер ], здание торгового центра «Новый век» от [ ДД.ММ.ГГГГ ] [ Номер ]

Установлено, что в настоящее время ИП Пушкиным В.Е. в нарушение приведенных положений законодательства не издан приказ о создании нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников.

С учетом изложенного суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Пушкину В.Е. о возложении обязанности по проведению деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства, - удовлетворить.

Обязать индивидуального предпринимателя Пушкина В.Е. привести деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствие с требованиями законодательства: в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу издать приказ о создании нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 дней.

Судья: Е.Г. Зайцева