Дело № 2-2503 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации [ ДД.ММ.ГГГГ ] г. Нижний Новгород Автозаводский районный суд города Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Григорьева С.Н., с участием прокурора Лаптева Е.А., при секретаре судебного заседания Чечине П.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПРОКУРОРА АВТОЗАВОДСКОГО РАЙОНА г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА в интересах неограниченного круга лиц к МОУ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ [ Номер ] об оборудовании здания приспособлениями для передвижения и доступа маломобильных граждан, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Автозаводского района г. Нижнего Новгорода в интересах неограниченного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ] об оборудовании здания приспособлениями для передвижения и доступа маломобильных граждан. В обоснование иска указал, что прокуратурой Автозаводского района г. Нижнего Новгорода проведена проверка соблюдения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп граждан. В ходе проверки установлено, что ряд школ Автозаводского района г. Нижнего Новгорода не оборудован специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан. В частности, ответчик осуществляет образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: [ Адрес ]. Данное здание не оборудовано пандусами и/или также иными специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан, что затрудняет доступ таких граждан к получению образовательных услуг. Кроме того, не только непосредственно маломобильные граждане, которые обучаются или изъявят в будущем желание обучаться в МОУ будут лишены свободного доступа к получению образования, но и родители учащихся МОУ, являющиеся маломобильными гражданами также не могут эффективно осуществлять свои права по представлению интересов своего ребенка. Отсутствие в МОУ специальных приспособлений и оборудования для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан нарушает данный конституционный принцип, создавая необоснованные препятствия данной категории граждан к получению основного общего образования общедоступность которого гарантируется Конституцией РФ. Также, согласно Перечней пунктов проведения единого государственного экзамена по обязательным предметам в 2011 г. и пунктов проведения единого государственного экзамена по предметам по выбору, утвержденных приказом Минобразования Нижегородской области от 01.02.2011 г. [ Номер ] МОУ, отнесено к образовательным учреждениям, в которых запланировано проведение единого государственного экзамена. Отсутствие соответствующих технических средств в МОУ не дает маломобильным гражданам возможности сдавать государственные экзамены, что влечет нарушение их права на получение образования. Более того, даже права маломобильного гражданина, обучающегося в другом образовательном учреждении Автозаводского района, либо уже окончившего образовательное учреждение, но решившего сдать ( в т.ч. повторно) единый государственный экзамен, нарушаются отсутствием в МОУ специальных приспособлений и оборудования для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан, т.к. именно МОУ определено в качестве одного из пунктов сдачи ЕГЭ для жителей Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. Просит обязать МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ] оборудовать занимаемое им здание специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан. В судебном заседании прокурор Автозаводского района г. Нижнего Новгорода поддержал заявленные требования в полном объеме и просил их удовлетворить. Ответчик – представитель МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ] директор Гришина Г.Г. с заявленными исковыми требованиями не согласна. В судебном заседании пояснила, что в школе [ Номер ] маломобильные дети не обучаются, поэтому нет необходимости оборудовать помещение школы специальным оборудованием. Пояснила, что на случай проведения экзаменов в школе есть вход, который не оборудован ступеньками. 3 лицо – представитель Администрации г. Нижнего Новгорода Аширова Е.Н., действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласна. В судебном заседании пояснила, что данным оборудованием необходимо обеспечивать только помещения, в которых непосредственно обучаются маломобильные граждане. Заслушав стороны, 3 лицо, изучив материалы дела, исследовав в совокупности все имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ: « Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции РФ: « Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Согласно ст. 15 ФЗ № 181-ФЗ от [ ДД.ММ.ГГГГ ] « О социальной защите инвалидов в РФ»: « Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам ( включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры ( жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются». В соответствии со ст. 1 Закона Нижегородской области « О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» от 05.03.2009 г. № 21-З: « Маломобильные граждане - инвалиды; граждане пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического ограничения использовать для своего передвижения и ( или) потребления услуги необходимые средства, приспособления и собак-проводников». На основании ч. 1 ст. 5 Закона Нижегородской области [ Номер ]-З « О безбарьерной среде для маломобильных граждан на территории Нижегородской области» от 05.03.2009 г.: « К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан, относятся: 1) жилые здания ( кроме индивидуальных жилых домов); 2) санитарно-гигиенические помещения; 3) административные здания и сооружения; 4) объекты культуры ( театры, библиотеки, музеи); 5) места отправления религиозных обрядов; 6) объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; 7) объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; 8) финансово-банковские учреждения; 9) гостиницы, отели и иные места временного проживания; 10) физкультурно-оздоровительные, спортивные здания и сооружения; 11) места отдыха, парки, сады, лесопарки, пляжи и находящиеся на их территории объекты и сооружения оздоровительного и рекреационного назначения; 12) объекты и сооружения автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного транспорта, предназначенные для обслуживания пассажиров ( автовокзалы и автостанции, железнодорожные вокзалы, аэропорты и т.д.); 13) станции и остановки всех видов городского и пригородного транспорта общего пользования, стоянки для спецавтотранспорта инвалидов; 14) здания и сооружения, предназначенные для пользования средствами связи и информации ( почтовые отделения связи, переговорные пункты, интернет-киоски и другие); 15) места трудовой деятельности маломобильных граждан, в том числе на производственных объектах; 16) тротуары и пешеходные дорожки, наземные и подземные переходы через магистральные улицы и дороги; …». В силу ст. 2 Градостроительного Кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. В соответствии с п. 21 Приказа от 03.03.2009 г. [ Номер ] « Об утверждении порядка проведения государственного выпускного экзамена»: « При проведении государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается соблюдение следующих требований: государственный выпускной экзамен проводится в отдельной аудитории; при необходимости образовательное учреждение с учетом индивидуальных особенностей конкретного выпускника с ограниченными возможностями здоровья может организовать для него проведение государственного выпускного экзамена в другое время, а также по согласованию с родителями ( законными представителями) на дому; продолжительность государственного выпускного экзамена увеличивается на 1,5 часа; при проведении государственного выпускного экзамена присутствует ассистент, оказывающий выпускникам с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, в частности, помогающий выпускнику занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с экзаменатором; выпускники с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи государственного выпускного экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами; материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа выпускников с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях ( наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений)». В соответствии с п. 34 Приказа № 57 от 24.02.2009 г. « Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена»: « Для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья пункт проведения ЕГЭ должен быть оборудован с учетом их индивидуальных особенностей. Материально-технические условия проведения экзамена должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях ( наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений). При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие участникам ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание. Участники ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей могут в процессе сдачи экзамена пользоваться необходимыми им техническими средствами. Во время проведения экзамена для участников ЕГЭ с ограниченными возможностями здоровья в аудиториях может быть организовано питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур». В судебном заседании установлено, что в ходе проведения проверки соблюдения законодательства в сфере создания доступной среды обитания для маломобильных групп граждан установлено, что МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ], расположенная по адресу: [ Адрес ], не оборудовано пандусами и/или также иными специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан, что затрудняет доступ таких граждан к получению образовательных услуг, что подтверждается актом прокуратуры Автозаводского района г. Нижнего Новгорода от [ ДД.ММ.ГГГГ ] [ ... ] копией свидетельства о государственной регистрации права [ ... ] копией свидетельства о государственной аккредитации [ ... ] перечнем общеобразовательных программ прошедших государственную аккредитацию [ ... ]), лицензией [ ... ] изменениями в Устав МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ] [ ... ] Согласно распоряжения Администрации г. Нижнего Новгорода от 19.02.2001 г. [ Номер ]-Р нежилое здание школы [ Номер ] принадлежит МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ] на праве оперативного управления [ ... ] Оценив все собранные по делу доказательства, судом установлено, что в настоящее время ввиду отсутствия пандуса затруднен доступ маломобильных граждан в помещение МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ], расположенной по адресу: [ Адрес ]. Таким образом, нарушаются права данной категории граждан по обеспечению условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Суд полагает необходимым обязать ответчика обеспечить беспрепятственный доступ маломобильных граждан в помещение МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ] по адресу: [ Адрес ], установив специальные приспособлениями и оборудование для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан. Таким образом, требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ: « Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано». В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ: « Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством РФ». В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ: « При подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4 000 рублей;…». В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ: « От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:…9) прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;…». Суд приходит к выводу, что подлежит взысканию с МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ] государственная пошлина в размере 4000 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Обязать Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ] оборудовать занимаемое им здание, расположенное по адресу: [ Адрес ], специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа маломобильных граждан. Взыскать с Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов [ Номер ] в местный бюджет государственную пошлину в размере 4000 ( четырех тысяч) рублей. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г. Нижнего Новгорода в течение 10 дней.Судья: С.Н. Григорьев