Решение по иску о возложении обязанности по проведению деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства



Дело 2-2527/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Г. Н.Новгород [ ДД.ММ.ГГГГ ]

Автозаводский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего судьи Дубовской О.М. с участием прокурора Карташовой П.Г., при секретаре судебного заседания Гуськовой С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации, неопределённого круга лиц к ОАО «[ "К" ]» о возложении обязанности по проведению деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Автозаводского района г.Н.Новгорода, действующий в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику о возложении обязанности по проведению деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства. В обоснование иска указал, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов. В ходе проверки выявлены нарушения ОАО «[ "К" ]» требований ФЗ от 21.07.1997 года №116-ФЗ в части создания аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований. ОАО «[ "К" ]» зарегистрировано по адресу: [ Адрес ] Следовательно, обществом не исполнены законодательно предусмотренные обязанности, обеспечивающие безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов. Просит суд обязать ОАО «[ "К" ]» привести деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствие с требованиями законодательства: в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также разработать и принять положение о порядке расследования причин и инцидентов опасных производственных объектов.

В ходе судебного заседания от истца прокурора Автозаводского района г. Н.Новгорода поступило заявление об отказе от иска в части – возложения обязанности на АО «[ "К" ]» по принятию положения о порядке расследования причин и инцидентов опасных производственных объектов в связи с добровольным исполнением ответчиком.

Помощник прокурора Автозаводского района г. Н. Новгорода –Карташова П.Г. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала в полном объеме и просил их удовлетворить.

Ответчик – представитель ОАО «[ "К" ]» в судебном заседании признал частично, пояснил, что ОАО «[ "К" ]» не является взрывопожароопасным объектом, в связи с чем к нему не может применяться положение федерального закона №116 ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов».В ОАО «[ "К" ]» создана и оснащена нештатная аварийно-спасательная группа, которая в соответствии со ст.12 Закона РФ межведомственной комиссией на право проведения спасательных работ, в том числе связанных с тушением пожаров в зоне ЧС. Так же в ОАО «[ "К" ]» [ ДД.ММ.ГГГГ ] разработано и утверждено положение о порядке расследования причин и инцидентов опасных производственных объектов.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьями 2, 17, 42 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения; ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

В силу требований ст. ст. 7, 14 указанного закона планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций. Обязанность планирования и осуществления необходимых мер в области защиты объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций возложена, в том числе, на организации.

Статьей 3 федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем федеральном законе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Как определено ст.ст.6,9,10 вышеназванного закона, к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся, в частности, эксплуатация опасного производственного объекта, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности.

В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

В силу ст.2 федерального закона N 116-ФЗ, опасными производственными объектами в соответствии с настоящим федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом "в" приложения N 1 к федеральному закону N 116-ФЗ, к категории опасных производственных объектов относятся помимо прочих объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.

Согласно статье 1 федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Статьей 7 данного закона определено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации, аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:

на постоянной штатной основе - профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования;

на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования;

на общественных началах - общественные аварийно-спасательные формирования.

Во исполнение федерального закона от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.1997 N 1479 утверждены Основные положения аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Основные положения).

Пунктом 2 Основных положений Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, образованной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.05.1993 N 507, предписано утвердить квалификационные требования и методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей.

В соответствии с пунктом 19 постановления Правительства Российской Федерации N 794 от 30.12.2003 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 27.05.2005 N 335, от 03.10.2006 N 600), готовность аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальными органами, органами государственного надзора и контроля, а также федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, создающими указанные службы и формирования.

В судебном заседании установлено, что ОАО «[ "К" ]» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в качестве юридического лица 19.05.1994г., постановлено на учет в ИФНС России по Автозаводскому району г.Н.Новгорода 17.06.1994 года, что подтверждается копиями свидетельств [ ... ]

Установлено, что прокуратурой Автозаводского района г.Н.Новгорода проводилась проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в ходе которой установлено, что ОАО «[ "К" ]» имеет лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов от 23.04.2009 [ Номер ] Согласно свидетельству о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов в Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору от 10.03.2009 [ Номер ] эксплуатируется опасный производственный объект: система газопотребления ОАО «[ "К" ]», склад бестарного хранения муки, расположенные по адресу: [ Адрес ]

Установлено, что в настоящее время ОАО «[ "К" ]» в нарушение приведенных положений законодательства не заключил договор с профессиональной аварийно-спасательной службой или с профессиональным аварийно-спасательным формированием. На предприятии создан приказ от 15.05.2011 года [ Номер ] о создании нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников.

С учетом изложенного суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Прокурора Автозаводского района г.Н.Новгорода, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к ОАО «[ "К" ]» о возложении обязанности по проведению деятельности по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства - удовлетворить.

Обязать ОАО «[ "К" ]» привести деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов в соответствие с требованиями законодательства: в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу заключить с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 дней.

Судья: О.М. Дубовская