Дело № 2-3822/11 Именем Российской Федерации [ ДД.ММ.ГГГГ ] г.Н. Новгород Автозаводский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Есыревой Е.В., при секретаре судебного заседания Горбуновой Е.О., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У С Т А Н О В И Л: Карибян Е.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения УФМС по Нижегородской области. В обоснование заявления указала, что Карибян Е.А., [ ДД.ММ.ГГГГ ] г.р., является гражданкой [ Адрес ]. 16 мая 2010 года в УФМС России по Нижегородской области ей было выдано разрешение на временное проживание [ Номер ]. 24 мая 2010 года ей было получено свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН). 19 апреля 2011 года Карибян Е.А. пришла в ФМС Автозаводского района г. Н. Новгорода, где ей сообщили, что собираются аннулировать разрешение на временное проживание в связи с непредставлением ИНН. Карибян Е.А. пояснила, что такая ситуация получилась из-за того, что она неверно поняла свою обязанность по получению и предоставлению ИНН в органы Федеральной миграционной службы. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе Карибян Е.А. было получено вовремя, однако то, что его нужно приносить лично в миграционную службу, и в какой срок, она не поняла. Карибян пришла в отдел ФМС через год после получения разрешения на временное проживание, имея с собой ИНН, однако принять его у неё в отделе миграционной службы отказались. В этот же день Карибян Е.А. было подано заявление с просьбой продлить срок предоставления ИНН, к заявлению была приложена копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, а также разрешить сдать остальные необходимые документы, так как в дальнейшем она планировала получать вид на жительство в Российской Федерации. Данное заявление было подано на имя начальника УФМС России по Нижегородской области [ ФИО-4 ] 19.04.2011 года, о чем стоит отметка в заявлении. Оно должно было быть рассмотрено в течение месяца, однако ответа на него Карибян Е.А. не получила. Поскольку в ФМС не сообщили Карибян Е.А. о принятом по заявлению решении, она не могла предоставить ИНН в территориальный орган ФМС (его не принимали), а также в связи с неопределенным статусом разрешения на временное проживание не принимали документы о подтверждении проживания в Российской Федерации и для получения вида на жительство. Ответ на заявление получен только 22 сентября 2011 года при личном обращении в Управление ФМС России по Нижегородской области. Из него Карибян Е.А. узнала, что выданное ей разрешение на временное проживание было аннулировано 03.05.2011 года в связи с непредставлением в установленный срок свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. В соответствии с п. 85 Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС от 29 февраля 2008 г. N 40, принятое решение об аннулировании разрешения на временное проживание объявляется иностранному гражданину под личную роспись в течение трех дней, и вручается уведомление, в котором указываются основания аннулирования, порядок обжалования и необходимость выезда из Российской Федерации. С принятым решением Карибян Е.А. не согласна. Оно было принято, без исследования всех обстоятельств, имеющих значения для принятия такого решения. А также оно ущемляет гражданские права Карибян Е.А., а именно: право свободного выбора места пребывания и жительства, так как в случае аннулирования разрешения на временное проживание ей придется покинуть территорию Российской Федерации, вся её семья проживает в Нижнем Новгороде, никакого жилья за пределами России нет, право на семейную жизнь, так как она будет лишена возможности проживать вместе с семьей, осуществлять права и нести семейные обязанности. Карибян Е.А. проживает в Нижнем Новгороде вместе с семьей, отец и дедушка являются гражданами Российской Федерации, мать имеет вид на жительство в Российской Федерации. После получения разрешения на временное проживание, 31 мая 2010 года Карибян Е.А. получила разрешение на работу. Дедушка заявительницы, [ ФИО-2 ], является [ ... ], в связи с данными событиями он сильно переживает из-за Евгени Ашотовны, ему требуется более внимательное отношение. В случае принятия решения об аннулировании разрешения на временное проживание и необходимости выезда Карибян Е.А. из Российской Федерации, состояние его здоровья может ухудшиться. А она, в свою очередь, будет лишена возможности должным образом о нем заботиться, следить за его здоровьем. Все необходимые действия для её законного нахождения в Российской Федерации проводились с соблюдением Российского законодательства, она собирается продолжать жить и работать в Российской Федерации, в дальнейшем планирует получить российское гражданство. Полагает, что принятое решение об аннулировании разрешения на временное проживание не соответствует принципам и требованиям норм международного права, Конституции РФ и действующего миграционного законодательства РФ, поскольку данный вопрос решен миграционным органом без учета личности иностранного гражданина, его семейного положения, характера и степени общественной опасности совершенного нарушения. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда РФ изложенной в Определении от 2 марта 2006 года [ Номер ] «По жалобе гражданина [ ФИО-1 ] на нарушение его конституционных прав пунктом 7 ст. 7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». В Определении указано, что исходя из общих принципов права установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (пункт 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека, пункт 3 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, пункт 2 статьи 10 и пункт 2 статьи 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также пункт 3 статьи 2 Протокола N 4 к ней). Оценивая нарушение тех или иных правил пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации как противоправное деяние, и, следовательно, требующее применения мер государственного принуждения, в том числе в виде аннулирования ранее выданного разрешения, уполномоченные органы исполнительной власти и суды обязаны соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации требования справедливости и соразмерности, которые, как указал Конституционный Суд РФ, предполагают дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Аннулирование ранее выданного разрешения за несвоевременное предоставление свидетельства о постановке на налоговый учёт в отношении иностранного гражданина, может быть применено уполномоченным органом исполнительной власти только с учетом личности правонарушителя и характера совершенного правонарушения, т.е. степени его общественной опасности. Данный довод, в частности, был учтен Калужским районным судом [ ... ] области 18 февраля 2011 года, при отмене решения об аннулировании разрешения на временное проживание в Российской Федерации. Также обращает внимание на то, что с 01 июля 2011 года были внесены изменения в Федеральный Закон № 115-ФЗ от 15.07.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в российской Федерации». Теперь снята обязательность предоставления иностранным гражданином уведомления о постановке на учет в налоговом органе, данное действие оставлено как право гражданина. Кроме этого, Федеральная миграционная служба без участия иностранного гражданина вправе направить межведомственный запрос в налоговый орган о представлении- сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговых органах. Приоритетной обязанностью иностранного гражданина является сама постановка на учет в налоговых органах. Требование о предоставлении ИНН иностранным гражданином в отдел Федеральной миграционной службы было исключено в связи с тем, что являлось устранимым без участия иностранного гражданина и, как правило, не носило преднамеренный характер. В рамках принятых изменений реализован принцип межотраслевого обмена и скорейшего перехода на электронный документооборот. Таким образом, аннулирование разрешения на временное проживание Карибян Е.А. её права на свободу места жительства и пребывания, на семейную жизнь не обусловлено социальной необходимостью и не соответствует правомерной цели. В соответствии со ст. 254 ГПК РФ, заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. В связи с этим, просит: 1. Признать решение об аннулировании разрешения на временное проживание [ Номер ], выданное Карибян Е.А. 16.04.2010 года Управлением ФМС по Нижегородской области, незаконным. 2. Обязать территориальный орган Федеральной миграционной службы принять у Карибян Е.А. свидетельство о постановке на учет в налоговых органах Нижегородской области, а также уведомление о подтверждении своего проживания в Российской федерации после получения разрешения на временное проживание. Заявитель Карибян Е.А. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещалась надлежащим образом. Ее представитель - Морозова Н.В. по доверенности заявленные требования поддержала и просила удовлетворить. Представитель УФМС России по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещался надлежащим образом. Заслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 254 ГПК РФ: « 1. Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. …» Согласно ст. 255 ГПК РФ: « К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности». В соответствии с п.5 ст. 6.1 Федерального закона от [ ДД.ММ.ГГГГ ] N 115-ФЗ (в ред. от [ ДД.ММ.ГГГГ ]) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: «Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание: документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание; свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - по усмотрению иностранного гражданина в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. В случае, если в течение одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию сведения о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе не поступят в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, проверка исполнения обязанности иностранного гражданина по постановке на учет в налоговом органе осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции путем направления межведомственного запроса в налоговый орган о представлении сведений о постановке иностранного гражданина на учет в налоговом органе». (В редакции Федеральных законов от [ ДД.ММ.ГГГГ ] № 160-ФЗ, от [ ДД.ММ.ГГГГ ] № 227-ФЗ) в соответствии с п.5 ст. 6.1 Федерального закона от [ ДД.ММ.ГГГГ ] N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, обязан представить в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание: 1) документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание; 2) свидетельство (уведомление) о постановке данного иностранного гражданина на учет в налоговом органе - в течение одного года со дня его въезда в Российскую Федерацию. В судебном заседании установлено, что заявитель Карибян Е.А., 01 июля [ ДД.ММ.ГГГГ ] рождения, уроженка [ Адрес ] [ ... ] 04 февраля 2010 года Карибян Е.А. прибыла в Российскую Федерацию. Решением УФМС России по Нижегородской области [ Номер ] от 16.04.2010 года Карибян Е.А. разрешено временное проживание в РФ сроком до 16.04.2013 года. С 15.05.2010 года зарегистрирована по месту жительства по адресу: [ Адрес ] [ ... ] [ ДД.ММ.ГГГГ ] Карибян Е.А. поставлена на учет в налоговом органе на территории РФ [ ... ] На основании п.14 ч.1 ст.7 Федерального закона от [ ДД.ММ.ГГГГ ] N 115-ФЗ (ред. от [ ДД.ММ.ГГГГ ]) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»: разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пункте 5 статьи 6.1 настоящего Федерального закона. Решением УФМС по Нижегородской области [ Номер ] от 03.05.2011 г. ранее выданное разрешение на временное проживание гражданке [ Адрес ] Карибян Е.А. аннулировано на основании подп.14 п.1 ст.7 ФЗ РФ от 25.07.2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» [ ... ] Судом установлено, что уведомление о постановке на учет в налоговом органе Карибян Е.А. должна была представить до 05 февраля 2011 года. При рассмотрении дела суд не находит наличия умысла Карибян Е.А. на нарушение закона. Более того, после того, как заявительница при обращении в УФМС по Нижегородской области узнала о предстоящем возможном аннулировании разрешения на ее временное проживание, она подала заявление о недопущении аннулирования и разрешении сдать необходимые документы для получения вида на жительство, так как ее семья, дед участник ВОВ, за которым она осуществляет уход, проживают в г.Н.Новгороде и ей некуда уезжать [ ... ]. Несмотря на это, 03 мая 2011г. УФМС по Нижегородской области принято решение об аннулировании разрешения на временное проживание Карибян Е.А. на территории РФ, а 13 мая 2011 года ей был дан начальником УФМС по Нижегородской области письменный отказ и разъяснен порядок обжалования указанного решения ([ ... ] Установлено, что Карибян Е.А. проживает на территории РФ, заявительница осуществляет уход за своим дедом Карибян С.Б., являющимся ветераном ВОВ, что подтверждается соответствующим удостоверением [ ... ] и копией его паспорта [ ... ] С учетом указанных обстоятельств, суд полагает, что аннулирование разрешения Карибян Е.А. на временное проживание на территории РФ влечет за собой необходимость ее выезда из РФ, что не исключает вмешательства в право на семейную жизнь Карибян Е.А. Свидетельство о постановке Карибян Е.А. на учет в налоговом органе хотя и не было представлено УФМС в установленный законом срок, но было получено ею своевременно и датировано 24 мая 2010 года. Данные обстоятельств подтверждаются материалами дела [ ... ] Кроме того, заявительница 19.04.2011 г. предъявила УФМС по Нижегородской области [ ... ] копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе с уведомлением о подтверждении своего проживания в РФ. Однако, данные документы УФМС приняты не были. Между тем, в соответствии с ч.2 ст.8 «Конвенции о защите прав человека и основных свобод»: не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Суд полагает, что заключение об аннулировании разрешения на временное проживание от 03 мая 2011 года не содержит доводов, подтверждающих необходимость применения к Карибян Е.А. такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов. При таких обстоятельствах, суд считает требования Карибян Е.А. законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Признать решение УФМС России по Нижегородской области об аннулировании разрешения на временное проживание Карибян Е.А. на территории РФ от 03 мая 2011 года незаконным. Обязать УФМС по Нижегородской области принять у Карибян Е.А. свидетельство на постановке на учет в налоговом органе Нижегородской области, уведомление о подтверждении ее проживания на территории Российской Федерации. Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд в течение 10 дней. Судья: Е.В. Есырева