о признании незаконным постановления муниципалитета по предоставлению в собственность земельного участка



Дело № 2-26/10

    

       РЕШЕНИЕ

                ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань                                                                                                        28 октября 2010 года

Авиастроительный районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи                    Рамазанова Т.Т.

при секретаре        Шафигуллиной Ч.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Залялиева Ф.А. к исполнительному комитету муниципального образования г. Казани ( далее ИК МО г. Казани) и к ООО «РОУД» о признании недействительным постановление ИК МО г. Казани за от ДД.ММ.ГГГГ, о признании права собственности на землю за Залялиева Ф.А., об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии РФ по РТ произвести кадастровый учет земельного участка <данные изъяты>., находящегося по адресу : <адрес> в кадастровом квартале об обязании Главного Управления Федеральной регистрационной службы по РТ зарегистрировать за истцом право собственности на названный земельный участок,

установил :

Истец обратился с иском в суд к ответчикам с вышеприведенной формулировкой. В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи он приобрел в собственность домовладение, состоящее из бутового фундамента общей площадью <данные изъяты> расположенного на земельном участке площадью <данные изъяты> по адресу : <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрировал свое право собственности на данный фундамент, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации и выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности государственной регистрационной палатой при МЮ РТ от ДД.ММ.ГГГГ Номер кадастрового объекта

Постановлением ИК МО г. Казани за от ДД.ММ.ГГГГ обществу с ограниченной ответственностью «Роуд» был предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты> расположенный на пересечении улиц Нурлатская и Беломорская г. Казани.

Выделенный ООО «Роуд» земельный участок, по мнению истца, полностью накладывается на земельный участок, на котором расположен его фундамент, тем самым нарушены его право на владение, пользование и распоряжение земельным участком, полученным им вместе с фундаментом.

В ходе судебного разбирательства истец и его представители несколько раз уточняли исковые требования и по их ходатайству в качестве соответчиков были привлечены Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан по предъявленным требованиям об обязании снятия с кадастрового учета земельного участка ООО «Роуд» в части его наложения на земельный участок истца, и Управление Росреестра по РТ о признании незаконными их действия по постановке на кадастровый учет земельного участка ООО «Роуд». В окончательном варианте исковых требований представитель истца просил признать названное постановление ИК МО г. Казани незаконным, признать за Залялиева Ф.А. право собственности на земельный участок площадью 838,5 кв. м., расположенный на пересечении улиц Нурлатская и Беломорская по адресу : <адрес>., обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан произвести кадастровый учет земельного участка площадью 838,5 кв. м., находящегося на пересечении улиц Нурлатская и Беломорская по адресу : <адрес> с одновременным снятием с государственного кадастрового учета находящегося под фундаментом истца земельного участка с кадастровым номером 16:50:220430:4., зарегистрированного за Залялиевым Ф.А. От иска к Управлению Росреестра по РТ отказался в связи с отсутствием государственной регистрации названного земельного участка за ООО «Роуд».

Представитель ответчика ИК МО г. Казани с иском не согласился и просил в его удовлетворении отказать по мотиву того, что названные земельные участки не накладываются друг на друга, а расположены рядом, и что истец имеет возможность реализации своего права на предоставление земельного участка в собственность путем обращения в ИК МО г. Казани.

Представитель ООО «Роуд» также с иском не согласился.

Представители Федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан и Управления Росреестра по РТ просили в иске отказать.

Выслушав стороны, допросив свидетелей и эксперта, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статьи 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.

В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом.

Согласно статье 35 ЗК РФ следует, что отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением следующих случаев:

1) отчуждение части здания, строения, сооружения, которая не может быть выделена в натуре вместе с частью земельного участка;

2) отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на земельном участке, изъятом из оборота в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса.

Отчуждение здания, строения, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц.

Не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.

В соответствие со статьей 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, по смыслу приведенных законодательных норм продажа недвижимого имущества влечет возникновение у покупателя права на использование и земельного участка, занятого недвижимостью на тех же правах, что и предыдущий собственник объекта.

Для получения ответа на вопрос о том накладывается ли земельный участок, предоставленный постановлением ИК МО г. Казани обществу с ограниченной ответственностью «Роуд», на земельный участок, на который истец приобрел право пользования и приватизации, была проведена судебная землеустроительная экспертиза.

Заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ получен утвердительный ответ о том, что указанные земельные участки накладываются друг на друга. Площадь наложения составляет 385, 54 кв.м.

Кроме того, экспертом было установлено, что отображение на топографической карте месторасположения фундамента истца было нанесено с изменением его фактического расположения, чтобы не фиксировалось на карте фактическое наложение земельного участка, предоставленного ООО «Роуд» на фундамент истца.     

С заключением экспертизы представитель ответчика ИК МО г. Казани не согласился, считая данное заключение ошибочным, в связи чем ему предоставлялась возможность для предъявления опровержений выводов эксперта, однако каких-либо данных о несостоятельности выводов проведенной экспертизы суду не было предоставлено.

Из пояснений представителя ответчика ИК МО г. Казани следует, что при предоставлении земельного участка ООО «Роуд» землеустроительное дело не составлялось, поэтому данных о согласовании границ землепользования представить не могут.

В связи с несогласием представителя данного ответчика с утверждением эксперта о смещении на топографической карте месторасположения фундамента истца, судом была предпринята попытка выяснения данных должностного лица, выполнившего нанесение изменений расположения фундамента истца на планшете, для выяснения причин внесения изменений.

Из официального сведения, полученного из Управления архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани, следует, что информацию об авторе внесения изменений в планшет добыть невозможно в связи с тем, что сведения, вносимые в формуляр до 2009 года, были утеряны. Это стало возможным вследствие того, что в 2009 году МУП «ЦПИД» были проведены мероприятия по ремонту планшетов, в том числе планшета, на котором указана информация по фундаменту сгоревшего дома, расположенного по <адрес>.

Таким образом, доказательств ошибочности вывода эксперта ответчиками суду не представлено.

В соответствие с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

По мнению суда, заключение землеустроительной экспертизы составлено полно, научно обоснованно, выводы мотивированы и убедительны, поэтому сомневаться в компетентности и обоснованности заключения эксперта, у суда нет, и суд берет их за основу.

Согласно части 1 статьи 6 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

На основании положений пункта 9 статьи 3 Федерального Закона «О введении в действие земельного Кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Из диспозиции статьи 25.2 Федерального Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ:

акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;

выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);

иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.

Государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок осуществляется также в случае, если сведения о его площади, содержащиеся в представленном в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи документе, не соответствуют данным кадастрового плана такого земельного участка.

Не допускается государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если такой земельный участок в соответствии с федеральным законом не может быть предоставлен в частную собственность.

Истребование у заявителя дополнительных документов для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок не допускается.

Истец, реализуя свое право на получение в собственность земельного участка, на котором расположен фундамент, обратился в ИК МО г. Казани еще в 2005 году, однако ни отказа, ни положительного решения не получил, но получил нарушение его прав, путем издания вышеуказанного оспариваемого постановления, лишившего его права оформления в собственность земельного участка. Поэтому его нарушенное право должно быть восстановлено.

Однако, требование истца о признании незаконным постановления ИК МО г. Казани за ООО от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельного участка по ул. Дементьева и предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Роуд» земельного участка на пересечении улиц Нурлатская и Беломорская» в целом не может быть удовлетворено. Решение, нарушающее право истца, принято только в пункте 4 названного постановления в части предоставления ООО «РОУД» в собственность земельного участка площадью 818 кв. м., расположенного на пересечении улиц Нурлатская и Беломорская города Казани. Поэтому данное постановление является незаконным только в этой части. Остальные пункты постановления права истца не нарушают.

Требование истца о признании за ним право собственности также не может быть удовлетворено в данной формулировке, поскольку предыдущим собственником фундамента право собственности на землю не было оформлено в установленном порядке. Поэтому у истца имеются лишь исключительное право на оформление (регистрацию) права собственности на землю.

При таких данных, иск подлежит удовлетворению только частично.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

       Иск Залялиева Ф.А. удовлетворить частично.

       Признать незаконным пункт 4 постановления ИК МО г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ за в части предоставления ООО «РОУД» в собственность земельного участка площадью <данные изъяты>. на пересечении улиц Нурлатская и Беломорская города Казани.

Признать за Залялиева Ф.А. право на оформление (регистрацию) в собственность земельного участка площадью 838,5 кв. м., расположенного на пересечении улиц Нурлатская и Беломорская по адресу : <адрес>.

Обязать Федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» по Республике Татарстан по заявлению Залялиева Ф.А. произвести кадастровый учет земельного участка площадью <данные изъяты> находящегося на пересечении улиц Нурлатская и Беломорская по адресу : <адрес> с одновременным снятием с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером зарегистрированного за Залялиевым Ф.А.

В остальной части иска отказать.

       Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через районный суд после его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий