досрочная пенсия медработнику в льготном исчислении как 1 год за 1,3



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Дело № 2-1747/10

27 июля 2010 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Баязитовой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,


у с т а н о в и л :

Баязитова Т.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе гор. Казани (далее УПФР) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, указав, что ответчиком отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. Ответчик не включил в специальный стаж период её работы с 01 января 1994 года по 17 декабря 1998 года в должности главного врача (наименование учреждения), по совместительству в должности врача-терапевта-участкового и врача-педиатра-участкового; период прохождения курсов повышения квалификации с 10 января 2000 года по 04 марта 2000 года и с 12 января 2004 года по 24 апреля 2004 года. Кроме этого, период работы с 01 января 1989 года по 31 декабря 1990 года в должности главного врача и по совместительству врача-терапевта участкового включен в специальный стаж в исчислении как 1 год работы за один год и два месяца. Считает данный отказ неправомерным, поскольку в спорные периоды осуществляла лечебную деятельность, в том числе в сельской местности. Просит обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении за работу в сельской местности как один год за один год и три месяца периоды работы с 01 января 1994 года по 17 декабря 1998 года в должности главного врача (наименование учреждения), по совместительству в должности врача-терапевта-участкового и врача-педиатра-участкового и в этом же учреждении с 01 января 1989 года по 31 декабря 1990 года в должности главного врача и по совместительству врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового; период прохождения курсов повышения квалификации с 10 января 2000 года по 04 марта 2000 года и с 12 января 2004 года по 24 апреля 2004 года. Обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с даты её обращения в УПФР, то есть с 27 февраля 2010 года.

В судебном заседании истица и её представитель требования поддержали, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии. Поддержала доводы, изложенные в отказном решении.

Выслушав пояснения истицы, представителей сторон, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей (ст. 22 и ч. 2 ст. 29).

Провозглашение в Конституции человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека (ст. 2 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В силу п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность медицинских работников в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.

Установлено, что Баязитова Т.А. с 03 октября 1983 года и по настоящее время осуществляет лечебную деятельность в медицинских учреждениях, что подтверждается записями в трудовой книжке л.д. 11-16).

Решением УПФР от ..... года истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет л.д. 7-10).

Ответчик не включил в специальный стаж период работы истицы с 01 января 1994 года по 17 декабря 1998 года в должности главного врача (наименование учреждения) по совместительству в должности врача-терапевта-участкового и врача-педиатра-участкового, поскольку согласно справке и акту документальной проверки истица в указанный период не осуществляла врачебную деятельность л.д. 9).

Обращаясь к требованию истицы о включении указанного периода в специальный медицинский стаж в льготном исчислении как 1 год за один год и три месяца, суд приходит к следующему.

Согласно разъяснению Пленума ВС РФ по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").

В силу п. 3 Постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

Пунктом 1 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержден прилагаемый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", куда отнесены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам:

работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца.

Более того, должность «врач-руководитель» предусмотрена в разделе «Наименование должностей» Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781.

В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы:

а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Согласно постановлению Кабинета Министров РТ от 01 октября 1998 года № 590 «Об изменении городской черты г. Казани» село Кадышево включено в состав города Казани только с 1999 года л.д.35), в связи с чем довод истицы, что она осуществляла медицинскую деятельность в сельской местности является обоснованным.

Довод представителя ответчика о том, что согласно справке и акту документальной проверки истица в вышеуказанный период не осуществляла врачебную деятельность, не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается имеющимися материалами дела.

Так, согласно п. 5.3 Приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", врачам - руководителям учреждений здравоохранения и их заместителям - врачам разрешается вести в учреждениях, в штате которых они состоят, работу по специальности в пределах рабочего времени по основной должности с оплатой в размере до 25 процентов должностного оклада врача соответствующей специальности.

Работа руководителей и их заместителей по специальности, независимо от ее характера и объема, должна отражаться в соответствующих документах. Размер доплаты определяется приказом по учреждению.

В материалах дела имеется уточняющая справка (наименование учреждения), согласно которой истица, работая главным врачом (наименование учреждения) с 01 января 1987 года по 31 декабря 1998 года, постоянно работала по совместительству в должности врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового л.д. 17). Указанное обстоятельство подтверждается и журналом приказов, в соответствии с которым с 04 января 1993 года Баязитовой Т.А. было разрешено совместительство 0,5 ставки педиатра л.д. 31), что соответствует акту документальной проверки от 12 февраля 2010 года л.д. 29).

Исходя из вышеизложенного, спорный период работы истицы с 01 января 1994 года по 17 декабря 1998 года в должности главного врача (наименование учреждения), по совместительству в должности врача-терапевта-участкового и врача-педиатра-участкового, подлежит включению в специальный медицинский стажи и должен засчитываться в стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соотношении один год за один год и 3 месяца.

Более того, на основании вышеизложенного, суд также считает необходимым удовлетворить требование истицы о включении в специальный стаж в льготном исчислении за работу в сельской местности как один год за один год и три месяца периоды работы в (наименование учреждения) с 01 января 1989 года по 31 декабря 1990 года в должности главного врача и по совместительству врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового.

Так, указанный период, засчитан в специальный медицинский стаж Баязитовой Т.А. в льготном исчислении как один год за один год и два месяца л.д. 7).

Между тем, согласно уточняющей справке (наименование учреждения), истица, работая главным врачом (наименование учреждения) с 01 января 1987 года по 31 декабря 1998 года, постоянно работала по совместительству в должности врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового л.д. 17). Указанное обстоятельство также подтверждается журналом приказов, в соответствии с которым с 01 января 1988 года Баязитовой Т.А. было разрешено совместительство 0,5 ставки педиатра л.д. 32), что соответствует акту документальной проверки от 12 февраля 2010 года л.д. 29).

Следовательно, указанный период необходимо исчислять как один год работы за один год и три месяца.

Ответчик также не включил в специальный стаж период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 10 января 2000 года по 04 марта 2000 года и с 12 января 2004 года по 24 апреля 2004 года л.д. 9).

Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются и периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Из материалов дела усматривается, что в рассматриваемые периоды истица находилась на курсах повышения квалификации л.д. 18, 19, 20).

В указанный период за ней в соответствии со ст. 187 ТК РФ сохранялась заработная плата и медицинский стаж, что не оспаривалось представителем ответчика.

Более того, обучение на курсах повышения квалификации необходимо в связи со спецификой работы и носит для медицинских работников обязательный характер.

Следовательно, суд приходит к выводу об обоснованности требований о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Таким образом, на момент обращения истицы в Пенсионный фонд её специальный стаж составлял более 30 лет (32 года 25 дней). В связи с чем у нее возникло право на досрочную трудовую пенсию с 27 февраля 2010 года.

При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования Баязитовой Т.А. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Баязитовой Т.А. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани включить в специальный стаж Баязитовой Т.А. в льготном исчислении как 1 год за 1 год и три месяца периоды работы с 01 января 1994 года по 17 декабря 1998 года в должности главного врача (наименование учреждения), по совместительству в должности врача-терапевта-участкового и врача-педиатра-участкового, и в этом же учреждении с 01 января 1989 года по 31 декабря 1990 года в должности главного врача и по совместительству врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового; период прохождения курсов повышения квалификации с 10 января 2000 года по 04 марта 2000 года и с 12 января 2004 года по 24 апреля 2004 года.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани назначить Баязитовой Т.А. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения, то есть с 27 февраля 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ течение 10 дней через районный суд.

Судья: (подпись) А.Х.Закирова.

.....

Судья: А.Х.Закирова.