досрочная пенсия заведующей здравпунктом



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

                                                                                                    Дело № 2-3335/10

28 декабря 2010 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Салиховой А.М. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,


у с т а н о в и л :

Салихова А.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе гор. Казани о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. В обоснование заявления указала, что ответчиком отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не включены периоды работы истицы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды прохождения курсов повышения квалификации. Считает отказ ответчика в назначении ей досрочной пенсии неправомерным и просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью; обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию вышеперечисленные периоды работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением в Пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица и её представитель по устному ходатайству исковые требования поддержали, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель ответчика Хайрутдинова Л.З.     иск не признала, пояснив, что в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии. Поддержала доводы, изложенные в отказном решении.

Выслушав пояснения истицы, представителей сторон, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав прения, суд приходит к следующему.

      В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей (ст. 22 и ч. 2 ст. 29).

    Провозглашение в Конституции человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека (ст. 2 Конституции РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

          В силу п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения     пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

       Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность медицинских работников в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.

         Установлено, что Салихова А.М. с 1980 года и по настоящее время осуществляет лечебную деятельность, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 12-13).

        Решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет (л.д. 8-11).

Ответчик не включил в специальный стаж истицы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> поскольку наименование должности «заведующий здравпунктом» не дополнено наименованием врачебной должности, соответствующей профилю структурного подразделения, и отсутствует возможность проверки факта работы истицы в связи с ликвидацией <данные изъяты> (л.д. 10).

       Обращаясь к требованию истицы о включении в специальный стаж указанного периода работы, суд приходит к следующему.

       Как следует из трудовой книжки, в рассматриваемый спорный период истица работала в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты> (л.д. 13). Указанное обстоятельство подтверждается и справкой № 28 от 12 октября 2010 года (л.д. 23).

В спорные периоды работы истицы действовало Постановление Правительства СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года за № 464, в соответствии с которым право на выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Ныне действующим Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Должность «заведующий фельдшерским здравпунктом» предусмотрена в разделе     «Наименование должностей» указанного выше Списка.

При этом работа в данных должностях засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1 - 31 раздела "Наименование учреждений" этого же Списка, где в п. 4 «Наименование учреждений» предусмотрена медико-санитарная часть.

Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15 декабря 1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе пунктом 3 " Заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)».

Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" установлено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

          Так, в судебном заседании истица пояснила, что       в спорный период работы в должности заведующей здравпунктом специфика и характер условий её труда соответствовал функциональным обязанностям заведующего здравпункта-фельдшера. Работая в указанной должности, она выполняла фельдшерскую работу и оказывала медицинскую помощь учащимся.

Доводы истицы, помимо её собственных пояснений, подтверждаются письменными материалами дела. Так, согласно положению о фельдшерском здравпункте высшего (среднего) учебного заведения, утвержденного начальником ГУ лечебно-профилактической помощи Минздрава СССР от 03 июня 1985 года № 10/5-123-89 «здравпункт возглавляется фельдшером и работает под руководством врача-терапевта участкового городской больницы, оказывающей медицинскую помощь» (л.д. 14-15).

В функциональных обязанностях заведующего здравпунктом <данные изъяты> закреплено, что на данную должность назначается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности «Лечебное дело» или «Сестринское дело» (фельдшер или медсестра). Функциональные обязанности заведующего здравпунктом <данные изъяты> и фельдшера здравпункта <данные изъяты> идентичны (л.д. 18-19, 20-21).

Кроме этого, согласно справке директора <данные изъяты> от 23 ноября 2010 года, в спорный период работы истица выполняла фельдшерскую работу, в том числе распоряжения и назначения подросткового врача по оказанию медицинской помощи учащимся (л.д. 24. 40).

Из справки <данные изъяты> № 9 за № 124 от 24 декабря 2010 года следует, что на базе <данные изъяты> создано самостоятельное учреждение <данные изъяты>» с 09 апреля 1996 года (л.д. 41).

Из штатного расписания медицинского и педагогического персонала <данные изъяты> за 1994-1996 годы усматривается, что в штате здравпункта предусмотрены заведующий здравпунктом-фельдшер, фельдшер и заведующий здравпункта <данные изъяты>, при этом самостоятельная единица заведующего здравпунктом <данные изъяты> отсутствует (л.д. 42-43, 44-45, 46-47).

Согласно справке главврача <данные изъяты> от 09 сентября 1996 года Салихова А.М., как медицинская сестра (фельдшер), прошла специальную подготовку по технике и методике проведения внутрикожной пробы Манту и противотуберкулезной вакцинации и ревакцинации в связи с чем допускалась к самостоятельной работе в 1994 и 1996 годах (л.д. 49).

Функциональные обязанности истицы как медсестры (фельдшера), подтверждаются и актами обследований, журналами вакцинаций (л.д. 50-59, 60-62, 63-75).

Довод представителя ответчика о том, что наименование должности «заведующий здравпунктом» не дополнено наименованием врачебной должности, соответствующей профилю структурного подразделения, судом проверен, и не может влиять на решение по данному конкретному спору, поскольку терминологический недостаток при наименовании должности, не может повлиять на характер выполняемых ею обязанностей.

Более того, в соответствии с приказом Минздрава СССР от 13 июля 1989 года № 418 «Об утверждении новой редакции «Перечня высших и средних специальных учебных заведений, полученные звания в которых дают право заниматься медицинской и фармацевтической деятельностью», утвержденного приложением № 1 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 21 октября 1974 года № 990» наименование должности руководителя структурного подразделения учреждения здравоохранения из числа средних медицинских работников не требовалось дополнять наименованием должности среднего медработника.

Принимая во внимание вышеизложенное,     с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, суд приходит к выводу об обоснованности требований о включении в специальный стаж истицы, дающий право на назначение досрочной трудовой, периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты>.

Ответчиком также не включены в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-11).

В указанные периоды истица работала в качестве фельдшера и медсестры отделения медицинской помощи детям и подросткам <данные изъяты> 7 (л.д. 12-13).

Работа в указанных должностях и учреждении засчитана ответчиком в специальный медицинский стаж истицы, за исключением периодов нахождения на курсах повышения квалификации (л.д. 9-10).

       В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются и периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

    Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

    Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

    Согласно материалам дела в период прохождения курсов повышения квалификации       за истицей в соответствии со ст. 187 ТК РФ сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд и сохранялся медицинский стаж (л.д. 25, 26-29. 30). Указанное обстоятельство не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика. При этом суд принимает во внимание, что обучение на курсах повышения квалификации необходимо в связи со спецификой работы и     носит для медицинских работников обязательный характер.

         Следовательно, суд приходит к выводу об обоснованности требований о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный медицинский стаж с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, с учетом спорных периодов работы, на момент обращения истицы за назначением пенсии её специальный стаж составлял более 30 лет (30 лет 13 дней). В соответствии с чем у неё возникло право на досрочную трудовую пенсию с момента обращения к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

      При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования истицы подлежат     удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Салиховой А.М. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани включить в специальный стаж Салиховой А.М. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей здравпунктом <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды прохождения курсов повышения квалификации.

           Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани назначить Салиховой А.М. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ течение 10 дней через районный суд.

.

.

Судья:                                                                                  А.Х.Закирова.