о признании утратившим право пользования жилым помещением



                              Дело № 2-129/11                             

                               

                                                 Р Е Ш Е Н И Е

         ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        г.Казань                                                                                       14 января 2011 г.

Авиастроительный районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи:

при секретаре судебного заседания:

Мустафина И.А.,

Платоновой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимзянова Г.Н. к Миронову М.А. о признании его утратившим право пользования жилым помещением и принудительном снятии с регистрационного учёта,

У С Т А Н О В И Л:

Галимзянов Г.Н. обратился в суд с иском к Миронову М.А. о признании его утратившим право пользования жилым помещением и принудительном снятии его с регистрационного учёта, указав в заявлении, что по договору купли-продажи от < данные изъяты> он приобрёл в собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>А, <адрес>, общей площадью 38,1 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 16-АЕ от < данные изъяты> В договоре купли-продажи квартиры (пункт 10) стороны установили, что с момента подписания соглашения зарегистрированные в указанном жилом помещении освобождают квартиру в течение 14 дней и снимутся с регистрационного учёта по месту жительства в течение 30 дней.

Бывший собственник освободил квартиру и вывез свои вещи. Наряду с бывшим собственником в жилом помещении был зарегистрирован и бывший член его семьи Миронов М.А. который и по настоящее время зарегистрирован по указанному адресу.

Это обстоятельство является препятствием для осуществления законных прав собственника.

Истец просит признать ответчика Миронова М.А. лицом, утратившим право пользования жилым помещением, и принудительно снять его с регистрационного учёта по адресу: <адрес>. При этом истец ссылается на положения части 2 статьи 292 ГК РФ.

В судебном заседании истец подтвердил свои требования.

Ответчик иск не признал.

Третье лицо - УФМС России по РТ в суд не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо - Миронова Т.В. согласилась с иском.

Суд, выслушав пояснения сторон, третьих лиц, тщательно исследовав материалы гражданского дела, оснований для удовлетворения иска не находит.

В соответствии с частью 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно части 4 статьи 31 Жилищного кодекса РФ в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.

Статья 19 Федерального закона от < данные изъяты> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором.

В силу части 2 статьи 292 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на жилой дом или квартиру к другому лицу является основанием для прекращения права пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника, если иное не установлено законом.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от < данные изъяты> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд) на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти жилые помещения в собственность.

В силу закона согласие лица, которое совместно проживает с собственником жилого помещения, является обязательным условием для приватизации. При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер, следовательно, его права должны быть учтены при переходе права собственности на жилое помещение другому лицу, поскольку иное толкование нарушало бы положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый имеет право на жилище и никто не может быть произвольно лишен своего жилища.

Поскольку на момент приватизации Мироновой Т.В. жилой площади, о которой возник спор, Миронов М.А. имел равное с ней право пользования этой комнатой, отказавшись от участия в приватизации, он не отказывался от права пользования комнатой, полагая, что сохранит это право и после приватизации, и что это право носит бессрочный характер.

Право пользования Мироновым М.А. жилым помещением по адресу: <адрес>А, <адрес> подтверждено решением Авиастроительного районного суда г. Казани от < данные изъяты>, решение вступило в законную силу < данные изъяты> и является обязательным для суда, рассматривающего дело по иску Галимзянова Г.Н.

К названным в статье 19 Вводного закона бывшим членам семьи собственника жилого помещения не может быть применен пункт 2 статьи 292 ГК РФ, так как, давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещения, без которого она была бы невозможна (статья 2 Закона Российской Федерации от < данные изъяты> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), они исходили из того, что право пользования данным жилым помещением для них будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу (например, купля-продажа, мена, дарение, рента, наследование).

Учитывая изложенное, право пользования жилым помещением, Миронов М.А. не утратил и после перехода права собственности на него к Мироновой Т.В. по договору приватизации имеет право пользования данным жилым помещением и к Галимзянову Г.Н. по договору купли-продажи квартиры.

О том, что квартира продается Миронова М.А. никто не уведомил и он не давал обязательства перед покупателем Галимзяновым Г.Н. освободить квартиру и сняться с регистрационного учёта.

При таких обстоятельствах, иск Галимзянова Г.Н. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.12,56,194-198 ГПК РФ, суд

                                             Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Галимзянова Г.Н. к Миронову М.А. о признании его утратившим право пользования жилым помещением и принудительном снятии с регистрационного учёта по адресу: <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РТ в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Авиастроительный районный суд г. Казани.

Председательствующий:                                                     И.А.Мустафин