Дело № 2-108/11 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 20 января 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Закировой А.Х., при секретаре судебного заседания Камаловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Бритвиной Е.В. к товариществу собственников жилья «ИКАР-1» о взыскании денежной суммы, установил: Бритвина Е.В. обратилась в суд с иском к ТСЖ «ИКАР-1» о взыскании денежной суммы. В обоснование исковых требований указывается, что на основании договора купли-продажи Бритвиной Е.В. принадлежат на праве собственности нежилые помещения № общей площадью 94,5 кв.м., расположенные на первом этаже дома <адрес>. Она является членом ТСЖ «ИКАР-1». Указанное ТСЖ выставляло истице счет-фактуры за электроэнергию, которые ею исправно оплачивались. Однако в дальнейшем, при сопоставлении тарифов за электроэнергию, указанных в счет-фактурах и предельных тарифов для населения, установленных уполномоченными органами, ей стало известно, что тарифы, выставляемые ответчиком, существенно завышены. Так, тариф в счет-фактурах за 2007 год составляет 270 копеек за 1 кВт.ч электрической энергии, тогда как в соответствии с нормативными актами РТ тариф для населения за 1 кВт.ч электрической энергии установлен равным 143,0 копейки. В счетах-фактурах за 2008 год тариф электроэнергии за 1 кВт.ч вместо 163,0 копейки составил 270 копеек, а в 2009 году вместо 204,0 копейки - 326 копеек. Таким образом, истцом была оплачена сумма, превышающая стоимость электроэнергии, полученной от ответчика, тогда как тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению, являются едиными на всей территории РТ независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности жилищного фонда, и не подлежит изменению. В связи с этим, задолженность ответчика перед истцом составляет <данные изъяты>. Истица просит взыскать указанную сумму с ответчика в свою пользу в полном объеме. В судебном заседании представители истицы исковые требования поддержали в полном объеме. Подтвердили изложенные в заявлении обстоятельства. Представители ответчика в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что в 2004 году между ТСЖ «ИКАР-1» и ООО «РИА «Межрегион-Ипотека» был заключен агентский договор. До 2009 года все счета-фактуры об оплате коммунальных услуг выставлялись указанной организацией и перечислялись непосредственно на её расчетный счет. Кроме этого указала, что с выставляемыми суммами истица была согласна, поскольку подписала договор с ТСЖ. Считает, что поскольку оплата расходов по коммунальным платежам производилась арендаторами помещений, а не истицей, то она не обладает субъективным правом на обращение с настоящим иском в суд. Пояснила также, что истица не является членом ТСЖ. Третье лицо Мубараков Н.В. в судебное заседание не явился. Извещен (л.д. 32). С учетом мнения представителей сторон суд определил рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему. Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 153 ЖК РФ: 1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. 2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение. Согласно п. 2 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги. В силу ч. 4 указанной статьи, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления). Согласно ч. 5 ст. 155 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ: 1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом. 4. При предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Установлено, что на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ Бритвиной Е.В. принадлежат на праве собственности нежилые помещения № общей площадью 94,5 кв.м., расположенные на первом этаже дома <адрес> (л.д. 4 Тома 2). Дом <адрес> находится на балансе ТСЖ «ИКАР-1», которым за период с 2007 по 2009 год в адрес истицы выставлялись счета-фактуры за электроэнергию. Указанные счета оплачены в полном объеме (л.д. 19-135, Том 1). Вместе с тем, в судебном заседании представители истицы пояснили, что при сопоставлении тарифов за электроэнергию, указанных в счет-фактурах и предельных тарифов для населения, установленных уполномоченными органами, истице стало известно, что тарифы, выставляемые ответчиком, существенно завышены. Долг ответчика по расчету истца составляет <данные изъяты> (л.д. 4-5). Обращаясь к требованию истицы о взыскании указанной суммы с ответчика суд приходит к следующему. На основании ст. 544 ГК РФ, 1. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. 2. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. В силу ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен. Положения статьи 23 (в редакции Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ) применяются только к отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) на 2011 год и последующие годы (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2010 N 187-ФЗ). В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.07.1996 N 793 "О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)" (вместе с "Основными принципами функционирования и развития федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности)"), субъектами федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) являются юридические лица, осуществляющие куплю-продажу электрической энергии (мощности) и (или) предоставляющие услуги на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности); тарифы на электрическую энергию (мощность) и размер платы за услуги, предоставляемые на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности), устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации…. 10. Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации осуществляет государственное регулирование на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности) и устанавливает тарифы на поставку электрической энергии (мощности) на указанный оптовый рынок и на отпуск ее, размер абонентной платы за услуги, оказываемые Российским акционерным обществом "ЕЭС России" по организации функционирования и развитию Единой энергетической системы России, размер абонентной платы за услуги, оказываемые государственным предприятием - концерном "Росэнергоатом" по развитию и обеспечению безопасного функционирования атомных электростанций, а также формирует и утверждает баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам указанного оптового рынка, который является основой для заключения договоров на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности). В силу Постановления Правительства РФ от 28.08.2009 N 708 "Об утверждении основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" предельные индексы утверждаются на очередной финансовый год органом субъекта РФ (в отношении каждого муниципального образования в составе субъекта они могут различаться). Правила установления таких индексов вводятся на уровне Правительства РФ. Федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок вправе определить средний предельный индекс по субъекту, который ограничивает орган субъекта РФ в установлении конечной величины индекса (подп. 1 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"). Так, согласно п. 1 Постановления Правления РЭК РТ от 15.11.2006 N 71/1 "О тарифах на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Татэнерго" потребителям Республики Татарстан, на 2007 год" установлены и введены в действие с 1 января 2007 года тарифы на электрическую энергию, поставляемую гарантирующим поставщиком ОАО "Татэнерго" в границах зоны его деятельности потребителям Республики Татарстан. Согласно приложению N 1 к указанному Постановлению тариф для населения за 1 кВт.ч электрической энергии установлен равным 143,0. На основании п. 1 Постановления Правления РЭК РТ от 30.11.2007 N 63 "Об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию, отпускаемую гарантирующим поставщиком, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями, бюджетным организациям, населению и приравненным к нему группам потребителей Республики Татарстан", установлены и введены в действие с 1 января 2008 года тарифы на электрическую энергию, потребляемую бюджетными организациями, населением и приравненными к нему группами потребителей Республики Татарстан. Согласно приложению N 1 к указанному Постановлению тариф для населения за 1 кВт.ч электрической энергии установлен равным 163,0. Согласно п. 1 Постановления Правления Комитета РТ по тарифам от 19.09.2008 N 3-3/э "Об установлении тарифов на электрическую энергию для бюджетных организаций, населения и приравненных к нему групп потребителей Республики Татарстан на 2009 год" установлены и введены в действие с 1 января 2009 года тарифы на электрическую энергию для бюджетных организаций, населения и приравненных к нему групп потребителей Республики Татарстан на 2009 год. Согласно приложению № 1 к указанному постановлению тариф для населения за 1 кВт.ч электрической энергии установлен равным 203,0. При этом в примечании № 1 к вышеуказанным постановлениям указано, что тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению, являются едиными на всей территории Республики Татарстан независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности жилищного фонда, в котором оно проживает. Как следует из счетов-фактур за 2007 год тариф за электроэнергию составляет 270 копеек за 1 кВт.ч электрической энергии, вместо 143,0 копейки. В счетах-фактурах за 2008 год тариф электроэнергии за 1 кВт.ч вместо 163,0 копейки составил 270 копеек, а в 2009 году вместо 203,0 копейки - 326 копеек. Оплата выставленных счетов подтверждается представленными платежными поручениями за 2007-2009 годы (л.д. 19-135, Том 1). Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что истицей, как собственником помещений была произведена переплата коммунальных платежей за электроэнергию. Поскольку в соответствии с ранее и ныне действующими нормативными актами тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению, являются едиными на всей территории РТ независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности жилищного фонда, и не подлежат изменению, суд считает, что требования о взыскании суммы переплаты за электроэнергию, подлежат удовлетворению. Суд соглашается с расчетом, представленным истицей, в сумме <данные изъяты> (л.д. 4-5, Том 1). При этом, довод представителя ответчика о том, что истица неправомочна предъявлять заявленные требования, поскольку проплата сумм производилась арендаторами, не может быть положена в основу решения для отказа в удовлетворении исковых требований. Так, собственники помещений в многоквартирном доме свободны в определении порядка уплаты коммунальных услуг. Собственник оплачивает коммунальные услуги в силу ст. 210 ГК РФ. При этом собственник недвижимого имущества (арендодатель) вправе на основании договора аренды отнести соответствующие расходы на арендатора. Кроме этого, суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что до 2009 года все счета-фактуры об оплате коммунальных услуг выставлялись ООО «РИА «Межрегион-Ипотека», куда непосредственно ли перечисления коммунальных услуг, поскольку из представленных счетов следует, что продавцом указанной коммунальной услуги является именно ТСЖ «ИКАР-1» (л.д. 19-135, Том 1). Более того, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества; Согласно п.п.7-8 ст. 138 ЖК РФ, товарищество собственников жилья обязано при установлении условий и порядка владения, пользования и распоряжения общей собственностью принимать меры, необходимые для предотвращения или прекращения действий третьих лиц, затрудняющих реализацию прав владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения собственников помещений общим имуществом в многоквартирном доме или препятствующих этому; представлять законные интересы собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе в отношениях с третьими лицами. На основании ст. 162 ч.2 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. Так, ДД.ММ.ГГГГ между ООО «РИА «Межрегион-Ипотека и ТСЖ «ИКАР-1» заключен агентский договор (л.д.37, Том 2). Согласно п. 1.1 указанного договора, ООО «РИА «Межрегион-Ипотека» поручил, а ТСЖ «ИКАР-1» взял на себя обязательство от своего имени или от имени ООО «РИА «Межрегион-Ипотека», но за его счет совершать за вознаграждение следующие действия: ежемесячный сбор с собственников помещений платежей за коммунальные услуги, техническое обслуживаине многоквартирного дома <данные изъяты>, производить расчеты с поставщиками коммунальных и иных услуг, заключать различного характера гражданско-правовые договоры, связанные с обеспечением нормального функционирования указанного дома, выступать в этих договорах заказчикм с правом оплаты выполненных работ. При этом в п.1.2 указанного агентского договора закреплено, что права и обязанности по следкам, совершенным ТСЖ «ИКАР-1» («Агентом») в соответствии с настоящим договором, возникают непосредственно у ТСЖ «ИКАР-1» (л.д. 37, том 2). Следовательно, ссылка представителя ответчика на агентский договор является несостоятельной и противоречит фактическим обстоятельствам дела, а довод о том, что истица, оплачивая выставляемые ею счета-фактуры, соглашалась с указанными тарифами, противоречит действующему законодательству, поскольку тарифы на электрическую энергию, отпускаемую населению, являются едиными на всей территории Республики Татарстан и устанавливаются Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации. Дополнительное соглашение к Договору о возмещении эксплуатационных и коммунальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 145, Том 1), на которое ссылается представитель ответчика, является незаконным на основании вышеизложенных обстоятельств. Более того, возможность самостоятельно рассчитать размеры платежей за соответствующие коммунальные услуги сохраняется за каждым потребителем, а исполнители коммунальных услуг должны беспрепятственно принимать данные платежи с правом последующей проверки правильности их расчета. Все доводы представителей ответчиков судом проверены и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, поскольку не соответствуют законодательству и не подкреплены допустимыми доказательствами. При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истицы являются обоснованными и подлежат удовлетворению. При подаче искового заявления истицей оплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> (л.д. 2), которая в соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в полном объеме. На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Бритвиной Е.В. к товариществу собственников жилья «ИКАР-1» о взыскании денежной суммы удовлетворить. Взыскать с товарищества собственников жилья «ИКАР-1» в пользу Бритвиной Е.В. <данные изъяты> и возврат госпошлины в размере <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный Суд РТ через Авиастроительный районный суд <адрес>. . . Судья: А.Х. Закирова