Дело № 2-409/11 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 20 января 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Закировой А.Х., при секретаре Камаловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Меркулова Н.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию, у с т а н о в и л: Меркулов Н.М. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе гор. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что ему отказано в предоставлении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика на теплоходе <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана 1-го помощника механика на теплоходе <данные изъяты>. С указанным решением он не согласен. Просит признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости за работу в плавсоставе морского, речного и рыбного промышленного флота с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные спорные периоды работы; обязать ответчика назначить досрочную трудовую пенсию за работу в плавсоставе морского, речного и рыбного промышленного флота с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец поддержал исковые требования, пояснив, что работал в течение всего навигационного периода и был занят в должностях капитана-механика и капитана 1-го помощника механика на теплоходе <данные изъяты> полный рабочий день, зачастую находился по пять месяцев в командировке. Указанные должности относятся к плавсоставу речного флота, что подтверждается наличием у него диплома <данные изъяты> речного техникума с указанием «судовождение на внутренних водных путях», а также наличие диплома, дающего право на замещение должности капитана-механика. Кроме этого, пояснил, что теплоход <данные изъяты> является пассажирским судном, на котором он развозил до 80 человек. Указанное судно не ограничивалось работой в акватории порта. Акватория порта Тетюши принадлежит Российской Федерации. Представитель ответчика Хайрутдинова Л.З. исковые требования не признала, подтвердив доводы, изложенные в отказном решении. Пояснила, что судно, на котором работал истец, относится к категории служебно-вспомогательных, разъездных, пригородных и внутригородского сообщения. На указанном судне истец выполнял служебно-вспомогательные функции на территории Республики Татарстан. Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, обозрев материалы пенсионного дела, допросив свидетеля, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему. В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей (ст. 22 и ч. 2 ст. 29). Провозглашение в Конституции человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека (ст. 2 Конституции РФ). На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. В силу п. 9 ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. В соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 N 81-ФЗ под судном понимается самоходное и несамоходное плавучее сооружение,используемое в целях торгового мореплавания. На основании ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 N 24-ФЗ самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировку судов и иных плавучих объектов. Суда речного флота в соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта называются судами внутриводного транспорта. Согласно ч. 1 ст. 35 Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, самоходные суда внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, несамоходные суда вместимостью не менее чем 80 тонн, все пассажирские и наливные суда, паромные переправы и наплавные мосты на внутренних водных путях, суда смешанного (река - море) плавания подлежат техническому надзору и классификации органами технического надзора и классификации судов Российской Федерации. Приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 133 "Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта" с учетом трудового законодательства Российской Федерации установлены особенности режима рабочего времени и времени отдыха работников плавсостава, заключивших трудовой договор с работодателем. Судом установлено, что истец осуществлял трудовую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика на теплоходе <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана 1-го помощника механика на теплоходе <данные изъяты>», что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 9-10). Периоды работы в указанных должностях помимо трудовой книжки подтверждаются уточняющими справками, приказом генерального директора <данные изъяты> и актами документальной проверки (л.д. 13, 115, 125, 127-128, 166-167, 168-169, 170, 171, 174, 178 179). Решением УПФ РФ по Авиастроительному району гор. Казани от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 12 лет 6 месяцев (л.д.15-16). Должности, в которых работал истец, относятся к плавсоставу речного флота, что подтверждается наличием у истца диплома <данные изъяты> речного техникума с указанием «судовождение на внутренних водных путях», а также наличие диплома, дающего право на замещение должности капитана-механика (л.д.6-8). Согласно штатному расписанию указанные должности входят в штат цеха № <данные изъяты> (л.д. 18-112). Из справки за № 158 от 26 ноября 2009 года усматривается, что в штате цеха № <данные изъяты> находился теплоход <данные изъяты>) (л.д. 126). Таким образом, бесспорно установлено, что должность истца относится к плавсоставу судна <данные изъяты> что не оспаривалось в судебном заседании и представителем ответчика. Исходя из буквального толкования п.9 ч. 1 ст. 27 вышеназванного Закона право работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости оценивается занятостью на работах в плавсоставе судна, которое не является портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. При этом не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца. Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта "и" пункта 1 статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 года. Согласно п. 8.3.3 Правил технической эксплуатации речного транспорта, линии, предназначенные для перевозки пассажиров, разделяются: а) по видам сообщения - на: - транзитные - между пунктами одного или нескольких пароходств, обслуживаемые флотом, приписанным преимущественно к управлениям пароходств; - местные - между пунктами, расположенными в районах деятельности портов-пристаней и пассажирских агентств, обслуживаемые приписанным к ним флотом; - пригородные - между городами и тяготеющими к ним дачными и другими пригородными пунктами протяженностью до 100 км, а при обслуживании скоростным флотом - до 150 км; - внутригородские - между пунктами в черте города; - переправные - между двумя пунктами на противоположных берегах в районах пересечения с речными путями автомобильных дорог. В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от 12.08.2010 N 620 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта" пассажирское судно - судно, предназначенное для перевозки и перевозящее более 12 пассажиров. Вопрос отнесения судна к определенной категории находится в компетенции судовладельца и решается на основании данных технической характеристики судна, вида деятельности, характера выполняемой работы, района плавания. При этом для назначения пенсии в связи с особыми условиями труда плавсоставу судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности достаточно уточняющей справки предприятия, что данная должность относятся к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения (п. 6.3 Указания Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 N 1-28-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет"). Так, суду представлены уточняющие справки <данные изъяты> за № 157 от 26 ноября 2009 года, за № 66 от 10 марта 2010 года, от 30 мая 2010 года за № 37, а также справка Казанского линейного отдела ФСН в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что теплоход <данные изъяты> не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам внутригородского сообщения, а является пассажирским теплоходом вместимостью 80 человек (л.д. 125, 166-167, 168-169, 178, 186). Указанное обстоятельство подтверждается пассажирским свидетельством Российского речного регистра (л.д.11) и свидетельством о праве собственности на судно (л.д. 14), а также актом проверки № 230 от 24 июля 2009 года и актом документальной проверки № 123 от 17 июня 2010 года (л.д. 174, 179). Согласно представленному суду тарифному руководству № 4-Р за 1987 год, утвержденного Министерством речного флота РСФСР, расстояния между тарифными пунктами, обслуживаемыми судами пригородных и внутригородских линий по волжской территории до Казани не превышает 104 км. (л.д. 175-177). Между тем, из материалов дела усматривается, что истец осуществлял перевозку пассажиров за пределами акватории порта и пределами расстояния 100 кв.м для пригородных судов (л.д. 125, 166-167, 170, 171, 187). Из справки <данные изъяты>» № 72 от 17 ноября 2009 года следует, что теплоход <данные изъяты> был закреплен за базой отдыха <данные изъяты>», находящейся на острове г. Тетюши (л.д. 115). Портом приписки теплохода <данные изъяты> являлся г. Казань (л.д. 166-167, 178, 186). В соответствии со справкой <данные изъяты> № 66 от 10 марта 2010 года, уточняющей характер условий работы истца, теплоход <данные изъяты> перевозил пассажиров за пределами приписки судна и акватории порта, а о.п. Тетюши от места постоянного базирования находится на расстоянии 145 км. и является промежуточным остановочным пунктом для высадки и посадки пассажиров на переправочной линии базы отдыха <данные изъяты> - г. Тетюши - база отдыха <данные изъяты>». Теплоход <данные изъяты> использовался по прямому назначению для перевозки пассажиров на переправочной пассажирской линии, то есть пассажирской переправе (л.д. 166-168). Из содержания п.п. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», вытекает, что трудовая пенсия по старости назначается досрочно плавсоставу тех судов, которые выполняют работы согласно их предназначению, за пределами акватории порта. Это обусловливается тем, что данные работы производятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в акватории порта, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не пользуется. Доводы истца о том, что он входил в плавсостав судна, относящегося к категории пассажирского, работа которого протекала вне пределов акватории порта, помимо собственных пояснений истца подтверждается исследованными в ходе судебного разбирательства доказательствами, а также показаниями свидетеля. Так, из справки <данные изъяты>» № 66 от 10 марта 2010 года, уточняющей характер условий работы истца, следует, что работа теплохода <данные изъяты> проходила в зоне Куйбышевского водохранилища с районом плавания р. Волга г. Казань - г. Тетюши - б/о «Маяк» г. Тетюши - г. Казань, с периодическим плаванием до г. Ульяновска. Зона водохранилища относится к зоне повышенной опасности плавания. В указанной зоне иные погодно-климатичесике условия, чем на реке: сброс и перепады воды, сильные ветра, туманы. В связи с чем, работа в указанных условиях относится к особым условиям труда и подтверждает право истца на пенсию на льготных условиях (л.д. 166-167). Работа Меркулова Н.М. в плавсоставе протекала полные навигационные периоды при полном рабочем дне и неделе (л.д. 166-167, 168-169). При таких обстоятельствах, у суда имеются все основания для зачета спорных периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика на теплоходе <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана 1-го помощника механика на теплоходе <данные изъяты> в специальный стаж для назначения досрочной пенсии. Довод представителя ответчика о том, что справки работодателя, уточняющие условия работы, носят противоречивый характер, не могут быть положены в основу при разрешении данного спора, поскольку представленные работодателем справки лишь дополняют предшествующие письменные доказательства. Таким, образом, с учетом спорных периодов работы специальный стаж истца составляет 12 лет 10 месяцев 04 дня, в связи с чем у него возникло право на досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах, оценив в совокупности все исследованные судом доказательства, суд приходит к выводу, что требования истца являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Меркулова Н.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить. Признать за Меркуловым Н.М. право на досрочную трудовую пенсию в связи с работой в плавсоставе морского, речного флота и флота рыбной промышленности. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани включить в специальный стаж Меркулова Н.М. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана-механика на теплоходе <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности капитана 1-го помощника механика на теплоходе <данные изъяты> Обязать Управление пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани назначить Меркулову Н.М. досрочную трудовую пенсию в связи с работой в плавсоставе морского, речного и рыбного промышленного флота с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней через районный суд. . . Судья: А.Х. Закирова