дело № 2-358/11 З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 31 января 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Закировой А.Х., при секретаре судебного заседания Камаловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Черепановой Н.Д. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о возложении обязанности заключения договора на передачу в собственность граждан жилого помещения, у с т а н о в и л: Черепанова Н.Д. обратилась в суд с иском к ИКМО Казани о возложении обязанности заключения договора на передачу в собственность граждан жилого помещения. В обоснование иска указала, что с 1976 года постоянно проживает и зарегистрирована в жилом помещении № дома <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено ей КАПО им. С.П. Горбунова в связи с трудовыми отношениями. Обратившись к ответчику с заявлением о заключении договора на передачу жилого помещения в собственность, она получила отказ со ссылкой на то обстоятельство, что дом не передан в муниципальную собственность. Между тем, дом <адрес> передан в муниципальную собственность, о чем имеется соответствующее распоряжение, и не является общежитием. Просит признать за ней право на приватизацию жилого помещения - квартирой № в доме <адрес>, обязав ИКМО г. Казани заключить с ней договор на передачу в собственность указанного жилого помещения. В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Пояснила, что с 1976 года по настоящее время она работает на КАПО им. С.П. Горбунова. В 1976 году в связи с трудовыми отношениями ей было предоставлено жилое помещение в общежитии № по <адрес>, откуда в 1987 году она была переселена в общежитие № по <адрес>, где также проживала и состояла на регистрационном учете. В 2007 году в связи с формированием «мужского» общежития, администрация предприятия предоставила ей для постоянного проживания квартиру <адрес>, где она проживает по настоящее время, имеет регистрацию по месту жительства, несет расходы по оплате коммунальных услуг. Представитель ответчика в суд не явился. Извещен, в деле имеется уведомление (л.д. 21). С учетом мнения истицы и её представителя суд определил рассмотреть дело в порядке заочного производства (л.д. ). Представители третьих лиц - ООО УК «КАПО-Жилбытсервис» и Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ в судебное заседание не явились. Извещены (л.д. 20). От представителя ООО «УК «КАПО-Жилбытсервис» имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с иском согласен (л.д. 22). Выслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 6 ЖК РФ, 1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. 2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. 3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие…. На основании ст. 50 ЖК РСФСР, пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществляется в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Типовой договор найма жилого помещения, правила пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории утверждаются Советом Министров РСФСР. В силу ст. 51 ЖК РСФСР, договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер. В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями. К отношениям, вытекающим из договора найма жилого помещения, в соответствующих случаях применяются также правила гражданского законодательства Союза ССР и РСФСР. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. На основании ст. 11 указанного закона, несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия. В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. На основании ч.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Из приведенной выше ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, переданные в введение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Установлено, что Черепановой Н.Д. в 1976 году в связи с трудовыми отношениями ФГУП «КАПО им. С.П. Горбунова» выделило жилую площадь в общежитии № по <адрес>, где она постоянно проживала и имела регистрацию по месту жительства. В 1987 году она была переселена в общежитие № по <адрес> (л.д. 13-14). В связи с реорганизацией общежития по решению администрации предприятия в 2007 году по ордеру истице был предоставлен двухкомнатный жилой блок площадью 27,80 кв.м. № в доме <адрес>, где она проживает и состоит на регистрационном учете по настоящее время (л.д. 13, 24, 25, 26). Таким образом, жилое помещение было предоставлено истице в связи с трудовыми отношениями с КАПО им. С.П. Горбунова еще в момент действия Жилищного кодекса РСФСР и произошло до реорганизации ФГУП «КАПО им. С.П. Горбунова" в открытое акционерное общество, то есть в период, когда объединение было правомочно распоряжаться входящим в состав его имущественного комплекса недвижимым имуществом. Следовательно, вселение истицы в спорное жилое помещение является правомерным. В соответствии со ст.16 ЖК РФ, 1. К жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната…... 4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире. В материалах дела имеется финансово-лицевой счёт на жилое помещение площадью 27,8 кв.м. в квартире <адрес>, что свидетельствует о фактическом заключении договора социального найма на указанное жилое помещение (л.д. 15). Истица исправно оплачивает коммунальные услуги за занимаемое жилое помещение. Указанное обстоятельство никем не оспаривается. Согласно имеющимся материалам дела истица приватизированной жилой площади не имеет и право на приватизацию в г. Казани не использовала (л.д. 12). С 1976 года по настоящее время истица проживает в г. Казани (л.д. 13-14). Таким образом, с учётом изложенных выше норм материального права истица вправе приобрести занимаемое ею жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Однако ответчик отказывает истице в приватизации указанного жилого помещения, поскольку дом <адрес> не является муниципальной собственностью (л.д. 9, 21). Между тем, вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда РТ по делу № А65-24260/2009 от 10 декабря 2009 года, на ИКМО г. Казани возложена обязанность принять в муниципальную собственность федеральное имущество - здание (строение) № по <адрес>. П.4 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. В соответствии с подпунктом 3 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа. Статьей 66 Устава города Казани установлено, что «органы местного самоуправления города Казани от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов местного самоуправления города Казани». В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Устава города Казани Исполнительный комитет города Казани осуществляет управление муниципальной собственностью города Казани. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (пункт 5 Постановления Пленума); исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием (пункт 8 Постановления Пленума). При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истицы подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 233-234 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Черепановой Н.Д. право на приватизацию жилого помещения <адрес> Обязать Исполнительный комитет муниципального образования города Казани заключить с Черепановой Н.Д. договор на передачу в собственность (в порядке приватизации) жилого помещения <адрес> На заочное решение ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. . . Судья: А. Х. Закирова.