включение в наследственную массу доли квартиры



                                                                            дело № 2-435/11

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

     

01 февраля 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Хакимуллиной Г.И. к муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о включении в наследственную массу доли жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Хакимуллина Г.И. обратилась в суд с иском к МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г. Казани» о признании права собственности на 1/3 долю жилого помещения в порядке наследования. В обоснование исковых требований указала, что она и Марданов И.И. являются наследниками после смерти (ФИО наследодателя), умершей ДД.ММ.ГГГГ. Марданов И.И. отказался от причитающейся ему доли наследства в пользу истицы. При жизни (ФИО наследодателя). намеревалась приватизировать квартиру <адрес>, в которой она постоянно проживала. 05 июня 2010 вместе с членами семьи она обратилась к ответчику с заявлением о передаче в общую долевую собственность указанной квартиры. Однако завершить приватизацию не успела в связи со смертью. Договор о передаче в собственность указанного жилого помещения заключен между истицей, Мардановым И.И. и ответчиком 13 ноября 2010 года. Считает, что поскольку при жизни её мать выразила волю на приватизацию указанного жилого помещения, то 1/3 доля квартиры должна быть включена в наследственную массу. Просит включить в наследственную массу (ФИО наследодателя)., умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 долю жилого помещения - квартиры <адрес>; признать за собой право собственности на 1/3 доли указанной квартиры в порядке наследования.

В судебном заседании истица уточнила требования: просила включить в наследственную массу (ФИО наследодателя)., умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 долю жилого помещения - однокомнатной квартиры общей площадью 32,2 кв.м. в том числе жилой 14,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.

Третье лицо Марданов И.И. исковые требования поддержал, подтвердив доводы истицы. Пояснил, что отказался от причитающейся ему доли в наследстве в пользу дочери.

Представитель ответчиков в судебном заседании с иском не согласилась. Просила отказать в удовлетворении заявленных требований.

Третьи лица - представитель Управления Росреестра по РТ и нотариус Яковлев А.Ю. в судебное заседание не вились. Извещены (л.д. 30-32). С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, третьего лица,        изучив материалы дела, заслушав прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст.35 Конституции РФ право наследования гарантируется.

На основании ч. 1 ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

           В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

На основании ст. 1110 ГК РФ,

1. При наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.

2. Наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами.

В силу ст. 1112 ГК РФ, в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла (ФИО наследодателя). (л.д. 11). Наследниками (ФИО наследодателя) являются её дочь, Хакимуллина Г.И., и супруг, Марданов И.И. (л.д. 12-14).

По день смерти (ФИО наследодателя) постоянно проживала в квартире <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 15).

При жизни (ФИО наследодателя) намеревалась приватизировать указанную квартиру, что подтверждается её заявлением о передаче в общую долевую собственность жилого помещения от 05 июня 2010 года (л.д. 16). Между тем, завершить процесс приватизации наследодатель не успела в связи со смертью (л.д. 11).

Договор на передачу жилого помещения в собственность заключен между истицей, Мардановы И.И. и ответчиком 13 ноября 2010 года, то есть после смерти наследодателя (л.д. 17).

Вместе с тем, согласно ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

В силу ст. 8 названного закона, решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

В соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан. Однако если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по не зависящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.

Принимая во внимание, что при жизни (ФИО наследодателя)., занимая квартиру <адрес> на условиях договора социального найма (л.д.25-26), выразила свою волю на приватизацию указанного жилого помещения, а волеизъявление не было реализовано по независящим от неё причинам, то суд с учетом вышеназванных норм полагает, что 1/3 доля указанной квартиры должна быть включена в наследственную массу.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истицы являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Хакимуллиной Г.И. к муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о включении в наследственную массу доли жилого помещения удовлетворить.

Включить в наследственную массу (ФИО наследодателя), умершей ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 (одна третья) долю жилого помещения - однокомнатной квартиры общей площадью 32,2 кв.м., в том числе жилой 14,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.

.

.

        Судья:                                                                                   А.Х.Закирова.