Дело № 2- 104\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Казань 17 марта 2011 г. Авиастроительный районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи: Мустафина И.А., при секретаре судебного заседания: Платоновой Л.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Закирова Наиля Камиловича к Управлению Пенсионного Фонда РФ по Авиастроительному району г. Казани о взыскании ежемесячной денежной суммы и встречному иску Управления Пенсионного Фонда РФ в Авиастроительном районе г. Казани о признании свидетельства о праве на льготы серии А № от < данные изъяты> недействительным, УСТАНОВИЛ: Истец обратился в суд с иском к ответчику в приведенной формулировке, указав, что он является ветераном боевых действий в порядке, предусмотренном п.п.1-4 п.1 ст.3 ФЗ «О ветеранах» от < данные изъяты> На основании положений ст.23.1 указанного закона, введенной федеральным законом №122-ФЗ от < данные изъяты> он имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). В 2005 г. он обратился в территориальный орган Пенсионного Фонда России в г. Лениногорске РТ с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной выплаты, которая позднее ему была назначена и выплачена за период с апреля по июль 2005 г. В июле 2005 г. он переехал на постоянное место жительства в г. Казань. Выплата ЕДВ в Управлении Пенсионного Фонда РФ в г. Лениногорске была прекращена на основании п.6 ст.23.1 ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ от < данные изъяты> Истец обратился в Управление Пенсионного Фонда России в Авиастроительном районе г. Казани, где находилось его пенсионное дело с заявлением по вопросу возобновления выплаты ЕДВ. По требованию работников пенсионного фонда он повторно представил соответствующие документы для возобновления выплаты ЕДВ по месту выплаты ему пенсии за выслугу лет. Но, несмотря на устные заверения работников УПФР в Авиастроительном районе г. Казани ЕДВ истцу не выплачивалась. Он неоднократно устно и письменно обращался в УПФР в Авиастроительном районе г. Казани за разъяснением отказа. Истец просит взыскать с ответчика в его пользу 71 036,00 рублей задолженности по ЕДВ, 11 912,00 рублей процентов за пользование чужими денежными средствами, 15 000,00 рублей в счёт компенсации морального вреда и 7 000,00 рублей расходов по оплате услуг представителя. Решением Авиастроительного районного суда г. Казани от 29.09.2010 г. в удовлетворении исковых требований Закирова Н.К. к УПФР в Авиастроительном районе г. Казани было отказано. Кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РТ от 25 октября 2010 г. указанное выше решение суда было отменено с передачей дела на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении дела истец уточнил исковые требования и просит суд обязать УПФР в Авиастроительном районе г. Казани возобновить выплату ЕДВ с < данные изъяты>., взыскать с УПФР в Авиастроительном районе г. Казани задолженность по ЕДВ с < данные изъяты> по < данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей расходов по оплате услуг представителя. Ответчик УПФР в Авиастроительном районе г. Казани обратился в свою очередь со встречным иском к Закирову Н.К., указав в иске, что < данные изъяты> Закиров Н.К., состоящий на учёте в УПФР в Авиастроительном районе г. Казани как получатель пенсии, обратился с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, при этом он не приложил соответствующие документы. В связи с тем, что Закировым Н.К. был предоставлен неполный пакет необходимых для назначения ЕДВ, ему было написано соответствующее письмо о необходимости предоставления всех указанных документов. Управлением ПФР в Авиастроительном районе г. Казани был сделан запрос в военный комиссариат РТ, на который был дан ответ военным комиссаром РТ Погодиным, о том, что дубликат военного билета офицера запаса серии ВЧ 155673 и свидетельство о праве на льготы серии А№856029, оформленные на имя Закирова Н.К. являются нелигитимными и соответственно недействительными. УПФР в Авиастроительном районе г. Казани на основании указанного письма просит суд признать свидетельство о праве на льготы серии А № от < данные изъяты>, оформленное на имя Закирова Н.К., недействительным. В судебном заседании Закиров Н.К. и его представитель, допущенный к участию в деле в порядке ч.6 ст.53 ГПК РФ, поддержали свои уточнённые исковые требования, не признав встречный иск. Представитель УПФР в Авиастроительном районе г. Казани поддержала встречный иск, не признав первоначальный. Представитель третьего лица - военного комиссариата РТ в суд не явился, извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица - военного комиссариата РТ по г. Лениногорску в суд не явился, извещен надлежащим образом. Представитель УПФР в г. Лениногорске РТ и Лениногорском районе, привлечённый к участию в деле в качестве соответчика в суд не явился, извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица - военного комиссариата Приволжского и Вахитовского районов в суд не явился, извещен надлежащим образом. Представитель третьего лица УПФР в Вахитовском районе г. Казани в суд не явился, извещен надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения сторон, представителя Закирова Н.К., тщательно исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к твердому убеждению об обоснованности исковых требований Закирова Н.К. и необходимости их удовлетворения и отклонению встречного иска УПФР в Авиастроительном районе г. Казани. В соответствии со статьёй 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Закрепленный ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом подразумевает в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции обязанность соблюдения гражданами и организациями законов в том виде, в каком они приняты законодателем. В соответствии со ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность. На основании ст. 3 Закона РФ «О ветеранах» от 12.01 1995 г. К ветеранам боевых действий относятся: 1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; 2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года; 3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов; 4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий; 5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий; 6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. 3. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом. В соответствии со ст. 13 вышеуказанного Закона Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание. 3. При наличии у ветерана права на получение одной и той же формы социальной поддержки по нескольким основаниям социальная поддержка предоставляется по одному основанию по выбору ветерана, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Как следует из ст. 23.1. Закона РФ «О ветеранах» 1. Право на ежемесячную денежную выплату имеют: 1) инвалиды войны; 2) участники Великой Отечественной войны; 3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона; 4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; 5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; 6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; 7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда. 2. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. 3. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер. 4. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере: 1) инвалидам войны - 3 088 рублей; 2) участникам Великой Отечественной войны - 2 316 рублей; 3) ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", - <данные изъяты> рублей; 4) военнослужащим, проходившим военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащим, награжденным орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, членам экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, членам семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда - <данные изъяты> рублей. 5. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции. 6. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. 7. Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития. 8. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления гражданину из числа поименованных в пункте 1 настоящей статьи социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Как явствует из ст. 23. ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц. Начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В суде установлено, что Закиров Н.К. является ветераном боевых действий согласно ст.3 Закона «О ветеранах» и имеет право на льготы, предусмотренные ст. ст.13,23.1 Закона «О ветеранах». По запросу суда из Главного Управления Кадров МО РФ пришёл ответ и документы, подтверждающие, что Закиров Н.К. проходил службу лётчиком - оператором МИ-24 в ВВС Туркестанского военного округа с < данные изъяты> по 29.101987 года и в ВВС 40 Армии, дислоцировавшейся в <данные изъяты> (л.д. 196-197). В соответствии со свидетельством №, выданным Лениогорским объединённым горвоенкоматом ТАССР от < данные изъяты>, он имеет право на льготы, установленные пунктом 1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» (л.д.11). Согласно удостоверению № Закиров Н.К. получает пенсию за выслугу лет (л.д.10). Из справки (л.д.46), выданной военным комиссариатом <адрес> и <адрес> РТ, Закиров Н.К. с < данные изъяты> по < данные изъяты> проходил службу на территории Демократической <адрес> для оказания военной помощи в должности летчика вертолёта МИ-24. По справке УПФР в <адрес> и <адрес> РТ Закирову Н.К. была назначена ежемесячная денежная выплата по категории ветераны боевых действий с < данные изъяты> по < данные изъяты> (л.д.47). Согласно справке ВрИО начальника отдела (военного комиссариата РТ по Приволжскому и Вахитовскому районам г. Казани Закиров Н.К. является участником боевых действий на территории ДРА и имеет право на льготы, установленные пунктом 1 ст.16 ФЗ «О ветеранах» (л.д.65). Таким образом, совокупность доказательств подтверждает доводы истца Закирова Н.К. о том, что он имеет право на льготы, установленные Законом РФ «О ветеранах». Учитывая, что ЕДВ Закиров Н.К. ранее получал в г. Лениногорске РТ, в связи с его переездом в 2005 году выплатное дело было направлено по месту получения пенсии и пенсионные органы обязаны были продолжить выплаты по новому месту получения пенсии - в УПФР в Авиастроительном районе г. Казани. Однако, УПФР в Авиастроительном районе г. Казани начало требовать у Закирова Н.К. все документы для назначения ежемесячной денежной выплаты вновь, т.е. требовало у Закирова Н.К. доказывать вновь свои права на получение ЕДВ. Суд считает, что данные действия УПФР в <адрес> не основаны на законе, так как документы, представленные Закировым Н.К. в УПФР в <адрес> РТ, являются достаточными для продолжения выплат, недействительными они не признаны. Расчёт, представленный истцом, судом проверен и является правильным. Суд также считает сумму расходов по оплате услуг представителя, предъявленной в разумных пределах, учитывая многочисленные судебные заседания и затраты времени. Учитывая, что выплаты были прекращены по вине госорганов, суд полагает возможным в соответствии со ст.Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» взыскать задолженность за прошедшее время без ограничения срока. В отношении встречного иска суд не находит достаточных оснований для его удовлетворения, так как единственное письмо военного комиссара РТ Погодина С. о том, что справка от < данные изъяты> № является сфальсифицированной, не является достаточным основанием для удовлетворения иска. Других доказательств в обоснование иска УПФР в Авиастроительном районе г. Казани суду не представлено. На основании выше изложенного и руководствуясь ст.ст.12 56, 194 - 199, ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Закирова Н.К. к УПФР в Авиастроительном районе г. Казани о взыскании ежемесячной денежной выплаты удовлетворить. Обязать УПФ РФ в Авиастроительном районе г. Казани возобновить ежемесячную денежную выплату Закирову Н.К. с < данные изъяты>. Взыскать с УПФ РФ в Авиастроительном районе г. Казани в пользу Закирова Н.К. задолженность по ЕДВ с < данные изъяты> по < данные изъяты> в сумме <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей расходов по оплате услуг представителя. В удовлетворении встречного иска Управления ПФР в Авиастроительном районе г.Казани о признании свидетельства о праве на льготы серии А № от < данные изъяты> недействительным - отказать. Решение может быть обжаловано сторонами в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РТ в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Авиастроительный районный суд г. Казани РТ. Председательствующий: подпись И.А.Мустафин Копия верна. Судья: