дело № 2- 657/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 марта 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Закировой А.Х., при секретаре Камаловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Насретдиновой М.Э. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию, у с т а н о в и л : Насретдинова М.Э. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Авиастроительном районе гор. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию. В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Однако ответчик отказал в назначении досрочной пенсии, исключив из специального стажа периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя я/сада <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музработника я/сада <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя я/сада <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя детского сада №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя по классу скрипки в ДМШ №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в <данные изъяты>. Считает данный отказ незаконным. Просит решение ответчика отменить, обязав ответчика включить спорные периоды в её специальный стаж и назначить досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истица поддержала требования, подтвердив изложенные в исковом заявлении обстоятельства. Представитель УПФ РФ в Авиастроительном районе г. Казани в судебном заседании с иском не согласилась. Поддержала доводы, изложенные в отказном решении. Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав прения, суд приходит к следую На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". В соответствии с п.2 ст. 1 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора. Наряду с другими к числу международных договоров относятся: Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.) (п.2 Распоряжения Правления ПФ РФ от 22.06.2004 N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР"). В соответствии с ч.2 ст.6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. Из разъяснения Минсоцзащиты РФ следует, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992 года (Письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР"). В силу п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Установлено, решением УПФ в Авиастроительном районе г. Казани истице отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального стажа 25 лет (л.д. 5-8). В специальный стаж не включены периоды работы истицы на территории Республики Таджикистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя я/сада <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музработника я/сада <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя я/сада <данные изъяты>; а также периоды работы на территории Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя детского сада №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя по классу скрипки в ДМШ № (л.д. 7). Обращаясь к требованию истицы о включении указанных периодов работы в её специальный педагогический стаж, суд оснований для его удовлетворения не находит, при этом исходит из следующего. Так, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Должность «музыкальный руководитель» предусмотрена пунктом 1 раздела «Наименование должностей» указанного выше Списка. Разделом «Наименование учреждений» п. 1.1 предусмотрены общеобразовательные учреждения 6 «школы всех наименований», а п.1.8 - дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований,.. ясли-сады, детские ясли. При этом периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа. Спорные периоды работы истицы в вышеназванных должностях и учреждениях подтверждаются записями в трудовой книжке (л.д. 9-11). В силу статей 131 и 56 ГПК РФ на истце лежит бремя доказывания заявленных ею требований. Между тем каких-либо доказательств того, что истица выполняла норму рабочего времени (педагогической нагрузки), установленную за ставку заработной платы, суду в силу положений ст. 56 ГПК РФ не представлено, а судом в ходе судебного разбирательства не добыто. Каких-либо уточняющих справок, отражающих выполнение нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по запросу ответчика до настоящего времени из Фонда Социального страхования Республики Таджикистан не представлено. Таким образом, законных оснований для включения в специальный стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется. Суд также считает обоснованным отказ ответчика во включении в специальный стаж истицы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности преподавателя по классу скрипки в ДМШ №, поскольку на 01 января 2001 года у истицы отсутствовал педагогический стаж работы 16 лет 8 месяцев (л.д. 7). В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка. Как установлено, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности преподавателя по классу скрипки ДМШ №, что подтверждается трудовой книжкой (л.д. 11). Таким образом, она осуществляла работу в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка. В спорные периоды истицей выполнялась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем ответчика. Между тем, по состоянию на 01.01.2001 года специальный стаж истицы составлял 15 лет 4 месяца 29 дней, в связи с чем истицей не выработано 2/3 от необходимого 25-летнего стажа педагогической деятельности. Следовательно, не выполнено одно из приведенных выше условий для зачета периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный педагогический стаж. Вместе с тем, суд считает необходимым удовлетворить требование истицы о включении в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в <данные изъяты> (л.д. 7). В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются и периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ. Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. В период нахождения истицы на курсах повышения квалификации за ней в соответствии со ст. 187 ТК РФ сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд и сохранялся педагогический стаж, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика. Более того, учеба на курсах повышения квалификации необходима в связи со спецификой работы и носит для педагогических работников обязательный характер. Следовательно, суд приходит к выводу об обоснованности требований о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Исходя из вышеизложенного, на момент обращения истицы в Пенсионный фонд её специальный стаж составлял 24 года 03 месяца 29 дней (необходимый стаж 25 лет), в связи с чем у нее не возникло право на досрочную трудовую пенсию. При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает необходимым требования истицы удовлетворить частично. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-196, 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Насретдиновой М.Э. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично. Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани включить в педагогический стаж Насретдиновой М.Э. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности музыкального руководителя в <данные изъяты>. В остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд. . . Судья: А.Х. Закирова