Дело №2-1054/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 мая 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Закировой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Камаловой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Соснина К.И. к товариществу собственников жилья Авиастроительного района о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг,
установил:
Соснин К.И. обратился в суд с иском к ТСЖ Авиастроительного района о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, указав, что с января 2010 года ответчик стал выставлять счета за холодную и горячую воду по нормативам потребителя, не принимая во внимание показания приборов учета, установленных в его квартире. Разница между оплаченными суммами по показаниям приборов учета и суммами, начисленными по нормативам, засчитывалась ответчиком как долг. Проверка исправности приборов учета ответчиком не производилась. На обращения к ответчику с просьбой снять несуществующий долг успехов не дали. Просит признать действия ответчика по начислению платы за холодную и горячую воду незаконными и обязать произвести перерасчет коммунальных платежей согласно показаниям приборов учета в период с 01 января 2010 года по настоящее время; возложить на ответчика обязанность произвести проверку исправности приборов учета холодной и горячей воды, установленных в его квартире.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика с иском не согласился. Поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 52-54).
Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица представитель УЖП ИКМО г. Казани в суд не явился. Извещен, в деле имеется уведомление (л.д. 75, 76). С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ:
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у:
3) нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги.
В силу ч. 4 указанной статьи, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение.
Согласно ст. 155 ЖК РФ
3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.
4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем (далее - управляющая организация), вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Установлено, что истец является нанимателем жилого помещения - квартиры <адрес>, что подтверждается договором найма жилого помещения (л.д. 5-8).
01 апреля 2004 года в квартире истцом установлены приборы учета горячего и холодного водоснабжения Д-15 мм (л.д. 10).
Истец просит признать незаконными действия ответчика по начислению платы за холодное и горячее водоснабжение, поскольку полагает, что ответчик неправомерно выставляет счет-фактуры по нормативам потребителя, не учитывая показания приборов учета (л.д. 11-48).
Между тем суд не находит оснований для удовлетворения указанного требования, при этом исходит из следующего.
В силу п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в случае неисправности индивидуального прибора учета (если в жилом помещении объем (количество) потребления коммунальных ресурсов определяется несколькими приборами учета, то при неисправности хотя бы одного прибора учета) или по истечении срока его поверки, установленного изготовителем, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо в случае нарушения целостности на нем пломб, расчеты производятся в соответствии с пунктами 19,21 и 22 настоящих Правил.
В соответствии с п. 1 и п. 2 Постановления Кабинета Министров РТ от 14.04.2010 N 262 "О защите законных прав и интересов граждан, своевременно и в полном объеме оплачивающих жилищные и коммунальные услуги", при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и при частичном или полном отсутствии индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета расчет размера платы (рублей в месяц) за потребленную холодную и горячую воду для жилых помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, производится по специальной формуле, которая определяется по нормативу с учетом количества проживающих плюс оставшийся (после распределения между квартирами, оборудованными приборами учета) объем воды, потребленной на общедомовые нужды, распределенном пропорционально площади квартиры, не оборудованной прибором учета.
Согласно п. 8.2.1 паспорта технической эксплуатации приборов учета СХВ-15 и СГВ-15, периодичность проверки указанных счетчиков установлена через 5 лет после проведения проверки при выпуске, далее через каждые 5 лет (л.д. 62-63).
Как следует из акта ввода в эксплуатацию указанных приборов учета холодного и горячего водоснабжения датой первичной проверки при выпуске является 01 апреля 2004 года (л.д. 10). Таким образом, срок эксплуатации для приборов учета горячего и холодного водоснабжения, установленных в квартире истца, истек в 2009 году.
Поскольку истец несвоевременно осуществил проверку средств измерений, то они считаются неисправными, а показания его счетчиков являются недействительными с 01 апреля 2009 года.
Из представленных счет-фактур усматривается, что начисление платежей за горячее и холодное водоснабжение по нормативу стало производиться только с января 2010 года, то есть после истечения срока проверки приборов учета в квартире истца, установленного изготовителем (л.д. 26-48).
Согласно п. 4.1.3 договора найма жилого помещения в обязанность наймодателя входи т обеспечение предоставления коммунальных услуг и иных услуг в соответствии с правилами, установленными действующими нормативными актами, на условиях и в порядке, предусмотренных Договором (л.д. 6).
На основании п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" "индивидуальный прибор учета" - средство измерения, используемое для определения объемов (количества) потребления коммунальных ресурсов потребителями, проживающими в одном жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме.
В силу п. 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что приборы учета горячего и холодного водоснабжения установлены в сети водоснабжения от стояка на отводе внутриквартирной разводке после первого запорно-регулировочного крана в сторону квартиры. Указанное обстоятельство подтверждается актом ввода в эксплуатацию приборов учета, из которого следует, что они установлены в санузле квартиры самим истцом (л.д. 10). Товар был приобретен также самим истцом и является его собственностью.
Таким образом, счетчики не входят в состав общего имущества дома и относятся к составу внутриквартирного оборудования жилого помещения. Следовательно, их проверка, а при необходимости ремонт или замена являются обязанностью истца, как нанимателя жилого помещения, поскольку именно он заинтересован производить плату за потребленные услуги не по нормативу, а по реальным показаниям счетчика.
Действующее законодательство не возлагает на ответчика обязанность извещать потребителя об истечении очередной проверки.
Согласно Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, обязанность нести расходы по содержанию жилого помещения возложена на нанимателя жилого помещения в многоквартирном доме, а пункт 31 названного выше Постановления предписывает производить расчеты за холодное водоснабжение по истечении срока поверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, исходя из нормативов водопотребления.
В силу ч. 1 ст. 543 ГК РФ абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой правила о договоре электроснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. При этом в силу положений статьи 3 названного Кодекса, под законами понимаются федеральные законы, а под иными правовыми актами - указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, непосредственно федеральным законом установлено, что при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Нельзя признать обоснованным и довод заявителя о том, что истечение срока поверки индивидуального прибора учета, установленного изготовителем, не может служить основанием для расчета размера платы за коммунальные услуги исходя из нормативов потребления. Как уже отмечено, законом регламентировано, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. По истечении установленного изготовителем срока поверки индивидуального прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и, следовательно, по нормам Правил расчет в таких случаях ипроизводится из нормативов потребления коммунальных услуг. При этом в силу пункта 32 Правил в период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Пункт 31 Правил согласуется и с положениями Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Так, согласно части 1 статьи 13 данного Федерального закона средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке. Из части 3 статьи 1 указанного Федерального закона следует, что сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, которые выполняются в том числе при осуществлении торговли и товарообменных операций, выполнении работ по расфасовке товаров. В свою очередь, из содержания перечня средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2010 г. N 250, усматривается, что средства измерений расхода холодной и горячей воды, применяемые при расчете оплаты коммунальных услуг гражданами, относятся к сфере осуществления торговли и товарообменных операций, выполнения работ по расфасовке товаров.
Также необоснован и довод заявителя о неправомерном возложении на потребителя обязанности по снятию и доставке индивидуального прибора учета воды для проведения его поверки у исполнителя, предоставляющего услугу по водоснабжению, поскольку данного предписания пункт 31 Правил не содержит.
Следовательно, в силу ст. 210 ГК РФ на истце, как собственнике приборов учета горячего и холодного водоснабжения лежит обязанность нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе предоставлять приборы учета на очередную проверку для получения заключения о его пригодности к дальнейшему измерению или заменить прибор учета на новый.
При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание все юридически значимые обстоятельства, суд оснований для удовлетворения исковых требований не находит.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Соснина К.И. к товариществу собственников жилья Авиастроительного района о возложении обязанности произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд РТ через Авиастроительный районный суд г. Казани.
.
.
Судья: А.Х. Закирова