Признание права на досрочную пенсию в связи с осуществелнием педагогической деятельности



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2- 1156/2011

25 мая 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сайфуллиной Э.Н. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л :

Сайфуллина Э.Н. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Авиастроительном районе гор. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что решением ответчика ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия специального стажа 25 лет. В специальный стаж не включены периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве педагога <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя дошкольного учреждения № - период нахождения в административном отпуске по уходу за ребенком. Считает отказ ответчика незаконным. Просит обязать УПФ в Авиастроительном районе г. Казани включить в её специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве педагога <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя дошкольного учреждения №.

В судебном заседании истица требования уточнила: просила обязать ответчика включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве педагога <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период учебы в Казанском педагогическом училище №. Пояснила, что период работы в <данные изъяты>, а также период обучения подлежат зачету на основании Постановления СМ СССР от 17 декабря 1959 года за № 1397, действовавшим на тот момент.

Представитель ответчика с иском не согласилась, поддержав доводы, изложенные в отказном решении.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав прения, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Установлено, что решением УПФ в Авиастроительном районе г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет (л.д. 28-30).

Наряду с другими в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не включены периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве педагога <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период учебы в Казанском педагогическом училище № (л.д. 29-30).

Обращаясь к требованию истицы о возложении на ответчика обязанности включить в специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве педагога <данные изъяты>, суд считает его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Так, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в качестве педагога <данные изъяты>, что подтверждается справкой <данные изъяты> РТ № 466 от 20 декабря 2010 года (л.д. 12), а также выписками из приказов <данные изъяты> за 1982 год (л.д. 38).

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Пунктом 2 раздела «Наименование должностей» вышеназванного Списка предусмотрена должность «педагог дополнительного образования», а пунктом 2 раздела «Наименование учреждений» указанного выше Списка предусмотрены учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения): центры внешкольной работы…, станции детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Таким образом, должность "педагог" в отличие от должности "педагог дополнительного образования" п. 2 вышеназванного Списка не предусмотрена.

Между тем, само по себе наименование должности «педагог» подразумевает осуществление педагогической деятельности.

Более того, согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" даются следующие разъяснения:

"В случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и подп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал, и т.п.)".

В судебном заседании истица пояснила, что в указанные выше периоды работы в должности педагога турбазы она осуществляла педагогическую работу с детьми школьного возраста. Указанное обстоятельство подтверждается представленными суду обязанностями педагога турбазы (л.д. 36). При этом ею выполнялась норма рабочего времени за ставку заработной платы, что не оспаривалось представителем ответчика.

Таким образом, характер, специфика и условия осуществляемой истицей работы, а также выполняемые ею функциональные обязанности соответствовали обязанностям педагога дополнительного образования. При этом работа осуществлялась в учреждении дополнительного образования, предусмотренном вышеуказанным Списком.

Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

С учетом изложенного, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный педагогический стаж.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства может повлечь ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Ответчиком также не включен в специальный стаж период учебы в истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30).

Суд соглашается с указанной позицией ответчика.

Так, в указанный период спорный период истица обучалась в Казанском педагогическом училище №, что подтверждается трудовой книжкой и дипломом № (л.д. 13-14). При этом из трудовой книжки и пояснений самой истицы следует, что педагогическая деятельность в указанный период ею не осуществлялась.

Рассматриваемый период работы относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В указанный период действовало постановление Совета министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения».

В соответствии с п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным вышеназванным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах и училищах народного, профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.

При этом согласно п. 4 указанного Положения, время работы, указанной в пункте 2 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначении пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

На 01 октября 1993 года (день прекращения действия Постановления СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397) истица не имела специального педагогического стажа, то есть ею не было выработано необходимых 2/3 специального стажа. В связи с этим, период работы обучения не подлежит включению в специальный педагогический стаж.

Исходя из вышеизложенного, на момент обращения в Пенсионный фонд истица имела специальный стаж 23 года 05 месяцев 18 дней (необходимый стаж 25 лет), в связи с чем у нее не возникло право на досрочную трудовую пенсию.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает необходимым требования истицы удовлетворить частично.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-196, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Сайфуллиной Э.Н. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани включить Сайфуллиной Э.Н. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве педагога <данные изъяты>.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через районный суд.

.

.

Судья: А.Х. Закирова