Оспаривание действий должностного лица



Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Дело № 2-1583/11

08 июня 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре судебного заседания Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Кадыровой Р.С. об оспаривании действий должностного лица,

у с т а н о в и л:

Кадырова Р.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Отдела УФМС России в Авиастроительном районе г. Казани, указав, что она является собственником жилого дома <адрес> на основании договора дарения. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке. Между тем, на её письменные обращения о регистрации по месту её постоянного жительства по вышеуказанному адресу ей отказывают ввиду недействительности её вида на жительства, выданного в 2003 году. Считает действия УФМС в Авиастроительном районе г. Казани неправомерными. Просит признать отказ начальника Отдела УФМС России по Авиастроительному району г. Казани в её регистрации по месту проживания в жилом доме <адрес> незаконным; обязать начальника Отдела УФМС России по Авиастроительному району г. Казани зарегистрировать её по месту проживания по указанному адресу.

В судебном заседании Кадырова Р.С. требования поддержала, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Заинтересованное лицо - представитель УФМС по РТ в судебном заседании с заявлением не согласился, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление (л.д. 43-44).

Представитель заинтересованного лица Отдела УФМС России по Авиастроительному району г. Казани в суд не явился. Извещен (л.д. 41). С учетом мнения участников судебного разбирательства суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 4. Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

На основании ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

В силу ст. 14 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

1. Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, обязан в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом, зарегистрироваться по адресу указанного помещения, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

2. При наличии у постоянно или временно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина двух и более жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, он обязан заявить одно из них как свое место жительства и зарегистрироваться по адресу указанного помещения в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом. В этом случае регистрация указанного иностранного гражданина по месту жительства производится с фиксацией сведений о его других жилых помещениях, находящихся на территории Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 19.07.2009 N 199-ФЗ)

В соответствии со ст. 15 названного Федерального закона

1. Основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

2. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.

На основании ст. 16 указанного Федерального закона

1. Заявление иностранного гражданина о регистрации по месту жительства должно быть подано в орган миграционного учета в месте нахождения жилого помещения, которое данный иностранный гражданин избрал в качестве своего места жительства, в течение семи рабочих дней с даты получения им разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия в место нахождения указанного жилого помещения.

2. Форма заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, перечень содержащихся в нем сведений и требования к его оформлению устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По делу установлено, что с 2001 года заявитель проживает на территории Российской Федерации, с 2003 года имеет вид на жительство в РФ иностранного гражданина бессрочно (л.д. 4). С 2002 года Кадырова Р.С. является собственницей жилого дома и земельного участка <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5-6). Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 7, 8).

С момента приобретения домовладения заявитель постоянно проживает по указанному адресу, где с 2005 по 2007 год имела регистрацию по месту пребывания (л.д. 9-11, 13). Данный жилой дом является единственным и постоянным местом её жительства, что подтверждается рапортом участкового милиционера (л.д. 15). По указанному месту жительства заявитель получает пенсию по старости (л.д. 12), состоит на учете в налоговом органе (л.д. 14).

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона от 18.07.06 N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания.

Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона (ч. ч. 4 и 5 ст. 1 ЖК РФ).

Местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение (Определение Верховного Суда РФ от 27.01.2010 N 5-Г09-137).

УФМС по Авиастроительному району г. Казани отказывает Кадыровой Р.С. в регистрации по месту постоянного жительства в принадлежащем ей домовладении, указывая, что для регистрации по месту жительства ей необходимо предъявить документ, удостоверяющий её личность (л.д. 45).

В судебном заседании заявитель пояснила, что оригинал её паспорта гражданки Узбекистан, копия которого представлена суду (л.д. 24-32), сгорел в 2007 году во время пожара в доме. Указанное обстоятельство подтверждается справкой ОГПН (л.д. 33).

По смыслу Закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин может иметь в собственности квартиру или жилой дом, приезжать в Российскую Федерацию и проживать в ней в течение установленного срока, оформлять временную регистрацию по данному адресу. Но быть постоянно зарегистрированным в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, он может только после получения вида на жительство.

Являясь гражданкой Узбекистана, в 2003 году Кадырова Р.С. получила вид на жительство в Российской Федерации бессрочно (л.д. 4). Каких-либо доказательств, свидетельствующих о признании данного документа недействительным, суду не представлено.

Более того, в 2004 году заявитель обратилась в посольство Республики Узбекистан с заявлением об отказе от имеющегося у неё гражданства указанной Республики (л.д. 17), данное заявление получено адресатом, что подтверждается уведомлением (л.д. 46).

При таких обстоятельствах, оценив все юридически значимые по делу обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу, что действия УФМС по Авиастроительному району г. Казани по отказу в постановке заявителя на регистрационный учет по месту жительства являются неправомерными.

Исходя из вышеизложенного, заявление Кадыровой Р.С. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Кадыровой Р.С. об оспаривании действий должностного лица удовлетворить.

Признать отказ начальника Отдела УФМС России по Авиастроительному району г. Казани в регистрации Кадыровой Р.С. по месту проживания в жилом доме <адрес> незаконным.

Обязать Отдел УФМС России по Авиастроительному району г. Казани зарегистрировать Кадырову Р.С. по месту проживания по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.

.

.

Судья: А.Х. Закирова