Дело № 2- 605/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 17 августа 2011 г. г. Казань, Республика Татарстан Авиастроительный районный суд г.Казани в составе: председательствующего судьи: Мустафина И.А., при секретаре судебного заседания: Сафиной Ч.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миникаевой Л.Г. к Министерству финансов Республики Татарстан, У С Т А Н О В И Л: Истица обратилась в суд с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа № .. с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г. Казани, в обоснование иска указав, что её сын Миляшов Л.Г., <дата> года рождения обучается в МОУ «Школа № ..» в 6А классе. Семья истицы является многодетной (состоит из трёх детей). Истица имеет удостоверение многодетной матери № ... Согласно п.1 Указа Президента Российской Федерации от 05.05.1992 г. №431 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» многодетным семьям гарантировано бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счёт средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений. До конца 2010 г. сын истицы обеспечивался бесплатным горячим питанием. Однако в 2011 г. в бесплатном питании сыну истицы было отказано. Истица просит признать незаконным п.2 протокола №7 заседания школьной комиссии по организации питания МОУ «Школа№ ..» от 25.01.2011 г. и обязать ответчика предоставлять бесплатное питание сыну истицы Миляшову Л.Г., учащемуся 6А класса, взыскать с МОУ «Школа № ..» стоимость горячего питания, уплаченного истицей за период с 11.01.2011 г. по 10.02.2011 г. в размере ... рублей и вернуть госпошлину в сумме ... рублей. В дальнейшем истица уточнила свои требования и просила суд взыскать с надлежащего ответчика Министерства Финансов Республики Татарстан ... рублей за период с 11.01.2011 г. по 24.05.2011 г. и возврат госпошлины в сумме ... рублей. Представитель Министерства Финансов Республики Татарстан иск не признала. Выслушав пояснения истицы и представителя ответчика, тщательно исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению. В соответствии со статьёй 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Закрепленный ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом подразумевает в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции обязанность соблюдения гражданами и организациями законов в том виде, в каком они приняты законодателем. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах социальной поддержки многодетных семей» №431 от 05.05.1992 г. В целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен постановляю: 1. Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга: а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; б) установить для многодетных семей: бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение. В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей). На федеральном уровне и за счет федерального бюджета меры социальной поддержки многодетным семьям в натуральной форме не предоставлялись, в отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан. Конституция РФ в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи. Нормативным Указом Президента РФ установлены меры социальной поддержки многодетных семей, отсутствие порядка и условий возмещения расходов на осуществление этих мер не является основанием для отказа в их предоставлении. Необходимо также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в определении от 9 апреля 2002 года N 68-О "По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ, статей 4 и статьей 11 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", в соответствии с которой пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан. Конституционный Суд РФ установил, что суды "общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматривая дела по спорам, связанным с предоставлением льгот донорам крови и ее компонентов, впредь до законодательного урегулирования данных правоотношений вправе и обязаны истолковывать положения статьи 4 в системной связи со статьями 5 и 6 Закона РФ "О донорстве крови и ее компонентов", возлагающими обязанности по предоставлению донорам льгот как на федеральный, региональные и местные бюджеты, так и на организации, в интересах личности (ст.2 и ст. 18 Конституции Российской Федерации)". По делу установлено, что до настоящего времени Правительством Республики Татарстан не выполнен Указ Президента РФ «О мерах социальной поддержки многодетных семей» от 05.05.1992 г.№431 в части определения категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; в части установления для многодетных семей бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений; Семейный кодекс Республики Татарстан, который даёт понятие многодетной семьи в статье 150, однако не указывает меры социальной поддержки. Закон Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» также не указывает мер социальной поддержки конкретно для многодетных семей. Пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. На основании изложенного суд приходит к твердому убеждению, что надлежащим ответчиком по данному спору является Министерство Финансов Республики Татарстан, являющееся структурным подразделением Кабинета Министров-Правительства Республики Татарстан, так как Указом Президента РФ №431 именно на Правительства субъектов Российской Федерации возложена обязанность по определению категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; в части установления для многодетных семей бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Анализ законодательства России свидетельствует, что некоторые субъекты Российской Федерации выполнили требование приведенного выше Указа, а некоторые нет. Учитывая единое правовое пространство Российской Федерации и существующую вертикаль власти, суд считает необходимым удовлетворить иск Миникаевой Л.Г.за счёт Министерства Финансов Республики Татарстан. Миникаевой Л.Г. представлены суду все доказательства своих требований и понесенные ею расходы по оплате школьного питания (л.д.5,15,107-123), которые ответчиком не опровергнуты. Руководствуясь ст. 12,56 ст. 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Миникаевой Л.Г. к Министерству финансов Республики Татарстан удовлетворить Взыскать с Министерства Финансов Республики Татарстан в пользу Миникаевой Л.Г. ... рублей ... копеек, уплаченных за питание Миляшова Л.Г., и ... рублей в возврат госпошлины. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения через Авиастроительный районный суд г. Казани Республики Татарстан. Председательствующий: И.А.Мустафин ...