Признание права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью



Р Е Ш Е Н И Е

             ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                          Дело № 2-2201/11

         23 августа 2011 года     Авиастроительный       районный      суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шамсутдиновой Н.З. к Управлению пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Шамсутдинова Н.З. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе гор. Казани о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, указав, что решением УПФ РФ в Авиастроительном районе г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не были включены      периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности библиотекаря в <данные изъяты>, и период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает отказ ответчика неправомерным, поскольку ранее действовавшим законодательством должность библиотекаря и период обучения засчитывались в льготный стаж для назначения досрочной пенсии.

Просит обязать УПФ в Авиастроительном районе г. Казани включить в специальный стаж вышеуказанные спорные периоды, назначив досрочную трудовую пенсию с 26 января 2009 года.

В судебном заседании истица и её представитель требования поддержали, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

        Представитель ответчика      требования не признал, поддержав доводы, изложенные в отказном решении. Подтвердил, что первоначально с заявлением о назначении досрочной пенсии истица обратилась в пенсионный фонд в 2009 году.

Выслушав доводы сторон, изучив письменные материалы дела, пенсионное дело, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей (ст. 22 и ч. 2 ст. 29).

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Установлено, что решениями УПФ в Авиастроительном районе г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет (л.д. 6-8, 31-32).

Наряду с другими ответчик не включил в специальный стаж истицы период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности библиотекаря в <данные изъяты>, и период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).

Между тем, суд считает, что ответчик необоснованно отказал истице в зачете указанных периодов в её специальный педагогический стаж.

Как следует из трудовой книжки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности библиотекаря в <данные изъяты> (л.д. 11-13). Указанное обстоятельство подтверждается и справкой работодателя (л.д. 25).

Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

На основании п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Так, Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года N 1397, действовавшим до 01.10.1993 года, в подразделе 2 раздела I в Перечне учреждений перечислены библиотеки, а в перечне должностей - библиотекари.

Согласно п. 2 Примечания 1 приложения к вышеназванному Постановлению, работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

Таким образом, довод представителя ответчика, что указанным выше постановлением учреждение «институт» не предусмотрено, является несостоятельным и противоречит действующему в рассматриваемый период законодательству.

Применение вышеназванного нормативного акта соответствует правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении N 18-П от 15 июня 1998 года, в определении от 5 ноября 2002 года N 320-О, от 6 марта 2003 года N 107-О, о применении судом норм, утративших силу, но действовавших в спорные периоды работы.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности библиотекаря в <данные изъяты> подлежит зачету в специальный педагогический стаж.

Суд также считает необходимым включить в специальный стаж истицы период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в соответствии с п. 2 положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным постановлением СМ СССР от 17.12.1959 года N 1397, действовавшим до 01.10.1993 года, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Согласно трудовой книжке истица была зачислена на 1 курс <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, отчислена в связи с окончанием учебного заведения ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13). По итогам обучения получила специальность историка-преподавателя истории и обществоведения, что подтверждается дипломом , выданным <данные изъяты> (л.д. 9).

Предшествующий обучению период истица работала в должности библиотекаря <данные изъяты>, который засчитан судом в специальный педагогический стаж (л.д. 11-13).

Следующий за обучением период истица работала учителем истории в школе , данный период включен ответчиком в педагогический стаж истицы (л.д. 6).

Таким образом, обучению истицы непосредственно предшествовала и следовала за ним педагогическая деятельность, а потому требования п. 2 Положения от 17.12.1959 года N 1397 в настоящем случае выполнены.

В силу п. 4 Положения Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, период обучения засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Условия, предусмотренные п. 4 Положения от 17.12.1959 года N 1397, соблюдены, на момент обращения за пенсией истицей выработано 2/3 требуемого стажа.

Доводы представителя ответчика о том, что истица должна полностью выработать требуемый педагогический стаж на 01.10.1993 года, т.е. на дату отмены постановления от 17.12.1959 года N 1397, суд не может принять во внимание в силу того, что при таком толковании постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. N 2-П требуемый педагогический стаж истцом должен быть выработан до вступления в силу Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", что лишает смысла и содержания судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации, направленные на сохранение ранее приобретенных пенсионных прав.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства может повлечь ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

При таких обстоятельствах, период обучения подлежит зачету в специальный педагогический стаж истицы.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

1. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).

2. Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Первоначально истица обратилась за назначением пенсии ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось представителем ответчика, а также подтверждается актом документальной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 33) и отказным решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6). Поскольку на момент обращения в Пенсионный фонд истицей был выработан требуемый специальный 25 - летний стаж педагогической деятельности, а именно 28 лет 04 месяца 28 дней, то у неё      возникло право на назначение досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.

         При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истицы о признании права на досрочную трудовую пенсию являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

       Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Шамсутдиновой Н.З. к Управлению пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани включить Шамсутдиновой Н.З. в специальный стаж,      дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности библиотекаря в <данные изъяты>, и период обучения в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани назначить Шамсутдиновой Н.З. досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через районный суд.

      

        .

.

       Судья:                                                                                   А.Х. Закирова.