Дело № 2-1474/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Казань 15 августа 2011 года Авиастроительный районный суд г. Казани в составе председательствующего при секретаре Ауловой Л.Ф. Емелиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низамеева ФИО4 к государственному учреждению «Специальное управление ФПС № МЧС России», МЧС России и МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище», возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат и справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчикам. В обоснование исковых требований указал, что является старшим респираторщиком пожарной части № ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ. Является собственником 1/3 доли <адрес> общей площадью 35 кв.м. Жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» отказала истицу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Отказ мотивирован тем, что постановку на учет осуществляют органы местного самоуправления, истец военнослужащим не является. МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» также отказало истцу в постановку на учет, пояснив, что истец является военнослужащим, и постановку на учет в данном случае осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Просит признать за собой право на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище», обязать ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» выдать истицу государственный жилищный сертификат, обязать МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» выдать справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий. В судебном заседании истец исковые требования уточнил. Просит возложить обязанность по выдаче ему государственного жилищного сертификата на МЧС России, в остальной части иск поддерживает. Представитель ответчика ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в судебном заседании исковые требования, адресованные к учреждению, признала, пояснив, что в случае предоставления документа о нуждаемости в улучшении жилищных условий, примет у истица документы для участия в подпрограмме. Представитель ответчика МЧС России в судебном заседании иск не признает. Пояснил, что ответчик военнослужащим не является. После 2005 года работники ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» на учет не ставятся, постановка на учет данных работников производится органами местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом России. Представитель ответчика МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» требования, адресованные к муниципальному учреждению, не признает. Пояснила, что истец является сотрудником органов внутренних дел, не относится к малоимущим. Постановка на учет в данном случае должна производиться федеральными органами исполнительной власти, а не органами местного самоуправления. Представитель третьего лица Управления жилищной политики ИКМО г.Казани в судебное заседание не явился, извещен. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд полагает следующее. В соответствии с п.3 ст.10 ГК России в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В постановлении Правительства России от 17 декабря 2010 года № 1050 указано, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». В соответствии с пунктом 5, подпункта а, параграфом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В силу п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). В судебном заседании установлено, что истец работал в должности старшего респираторщика пожарной части № ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ вышел на пенсию по выслуге лет. Является собственником 1/3 доли <адрес> общей площадью 35 кв.м. Следовательно, общая площадь квартиры, которая приходится на истица составляет 11,6 кв.м. - менее учетной нормы для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно выписке из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ № жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» приняла решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.6-7). Указанное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось. ДД.ММ.ГГГГ решение комиссии было отменено, документы истцу были возвращены. В письме от ДД.ММ.ГГГГ, исходящим от начальника ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», истцу сообщено, что постановка его на учет производится органами местного самоуправления, жилищная комиссия учреждения не имела права признавать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу разъяснения Департамента пожарно-спасательных сил от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.10). В письме от ДД.ММ.ГГГГ, исходящим от начальника ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», истцу также сообщено, что постановка на учет производится органами местного самоуправления, истец военнослужащим не является. В связи с этим учреждение не может рассматривать вопрос о признании истца участником федеральной целевой программы «Жилище» (л.д.9). МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» письмом от ДД.ММ.ГГГГ также отказало истцу в постановку на учет, пояснив, что истец является военнослужащим, и постановку на учет в данном случае осуществляют федеральные органы исполнительной власти (л.д.11). Суд полагает, что за истцом необходимо признать право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по следующим основаниям. Продолжительность службы истца в органах Государственной противопожарной службы составляет более десяти лет. Истец при увольнении являлся сотрудником Государственной противопожарной службы и содержался за счёт средств федерального бюджета. Указанное обстоятельство ответчиками не оспаривается. Жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» признавала истица в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Суд считает, что основным критерием участия в подпрограмме является продолжительность выслуги в органах Государственной противопожарной службы, которая у истца превышает десяти лет. Судом бесспорно установлено, что специальная пожарная часть ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», в которой работал истец, является подразделением МЧС России. Представитель МЧС России в судебном заседании просит в иске отказать на том основании, что постановку на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должны производить органы местного самоуправления, поскольку на основании п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 постановку на учет производят федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Между тем, в указанном пункте постановления после слов «военная служба» предусмотрено слово «служба». Следовательно, постановку на учет производят федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена как военная служба так и государственная служба при условии, что должность работника предусмотрена в п.5 указанного постановления. Согласно пункту 5 раздела V Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в составе МЧС России имеются войска гражданской обороны и федеральная противопожарная служба, в которых предусмотрена военная служба. В государственную противопожарную службы входят сотрудники, которые не несут военную службу, одна по уровню социальных гарантий приравнены к лицам, несущим военную службу. Суд полагает необходимым применить по аналогии п.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие обеспечиваются жилым помещением за счет средств федерального бюджета и ставятся на учет федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, суд принимает во внимание, что жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» ранее признала истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, включила в состав участников подпрограммы. Действия Управления по отмене ранее принятых им решений не должны носить произвольного характера, ущемлять права граждан - работников. У суда отсутствуют основания полагать, что впоследствии отмененное решение жилищной комиссии, принятое в отношении истца, противоречит закону. Довод представителя ответчика о том, что исключение истца их числа участников подпрограммы было произведено на основании письма Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России от 30 ноября 2010 года (л.д.85) не может являться основанием для отказа в иске. В данном письме фактически указывается, что с 01 марта 2005 года сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления. Жилищным комиссиям при МЧС России рекомендовано проверить списки очередников, проверить их право состоять на учете. Суд полагает, что данное письмо противоречит действующему законодательству о социальных гарантиях сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, не имеет общеобязательной силы закона, нормативным правовым актом не является. В связи с этим действия жилищной комиссии по исключению истца из числа участников подпрограммы, основанные на данном письме, не могут быть признаны правомерными. Данное письмо не может быть признано в качестве основания для отказа в иске о признании права на участие в подпрограмме. При указанных обстоятельствах исковые требования о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» следует удовлетворить. Вместе с тем, поскольку участие в целевой программе предполагает очередность при получении жилого помещения, удовлетворение требования о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат поставило бы истца в преимущественное положение по сравнению с другими участниками программы. Суд полагает необходимым в удовлетворении требования о возложении на МЧС России обязанности выдать государственный жилищный сертификат отказать. Обращаясь к требованию о возложении на МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» обязанности выдать истцу справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий, суд полагает следующее. В статьях 49-52 Жилищного кодекса России предусмотрен порядок постановки органами местного самоуправления на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец являлся работником подразделения МЧС России, в отношении обеспечения его жилой площадью действует особый порядок, предусмотренный федеральным законодательством - Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, а не общий порядок, предусмотренный ЖК России. В связи с этим отсутствуют основания для возложения на МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» обязанности выдать истцу справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий. В удовлетворении данного требования следует отказать. Руководствуясь ст.ст. 14, 56, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Низамеева ФИО5 удовлетворить частично. Признать за Низамеевым ФИО6 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». В удовлетворении остальной части иска отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение десяти дней через Авиастроительный районный суд г.Казани. Председательствующий: Аулова Л.Ф.