признание права на участие в подпрограмме по улучшению жилищных условий



                                                                                        Дело № 2-1474/11

                                          

                                           Р Е Ш Е Н И Е

                      Именем Российской Федерации

г.Казань                                                                                    15 августа 2011 года

Авиастроительный районный суд г. Казани в составе председательствующего

при секретаре

Ауловой Л.Ф.        

Емелиной С.А.,

         рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низамеева ФИО4 к государственному учреждению «Специальное управление ФПС МЧС России», МЧС России и МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище», возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат и справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий,

                                      У С Т А Н О В И Л:

         Истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчикам. В обоснование исковых требований указал, что является старшим респираторщиком пожарной части ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ. Является собственником 1/3 доли <адрес> общей площадью 35 кв.м. Жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» отказала истицу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Отказ мотивирован тем, что постановку на учет осуществляют органы местного самоуправления, истец военнослужащим не является. МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» также отказало истцу в постановку на учет, пояснив, что истец является военнослужащим, и постановку на учет в данном случае осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

Просит признать за собой право на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище», обязать ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» выдать истицу государственный жилищный сертификат, обязать МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» выдать справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил. Просит возложить обязанность по выдаче ему государственного жилищного сертификата на МЧС России, в остальной части иск поддерживает.

Представитель ответчика ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» в судебном заседании исковые требования, адресованные к учреждению, признала, пояснив, что в случае предоставления документа о нуждаемости в улучшении жилищных условий, примет у истица документы для участия в подпрограмме.

Представитель ответчика МЧС России в судебном заседании иск не признает. Пояснил, что ответчик военнослужащим не является. После 2005 года работники ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» на учет не ставятся, постановка на учет данных работников производится органами местного самоуправления в соответствии с Жилищным кодексом России.

Представитель ответчика МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» требования, адресованные к муниципальному учреждению, не признает. Пояснила, что истец является сотрудником органов внутренних дел, не относится к малоимущим. Постановка на учет в данном случае должна производиться федеральными органами исполнительной власти, а не органами местного самоуправления.

Представитель третьего лица Управления жилищной политики ИКМО г.Казани в судебное заседание не явился, извещен. Суд полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд полагает следующее.

В соответствии с п.3 ст.10 ГК России в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В постановлении Правительства России от 17 декабря 2010 года № 1050 указано, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

В соответствии с пунктом 5, подпункта а, параграфом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В силу п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

В судебном заседании установлено, что истец работал в должности старшего респираторщика пожарной части ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ вышел на пенсию по выслуге лет. Является собственником 1/3 доли <адрес> общей площадью 35 кв.м. Следовательно, общая площадь квартиры, которая приходится на истица составляет 11,6 кв.м. - менее учетной нормы для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Согласно выписке из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» приняла решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.6-7). Указанное обстоятельство в судебном заседании не оспаривалось. ДД.ММ.ГГГГ решение комиссии было отменено, документы истцу были возвращены.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ, исходящим от начальника ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России», истцу сообщено, что постановка его на учет производится органами местного самоуправления, жилищная комиссия учреждения не имела права признавать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу разъяснения Департамента пожарно-спасательных сил от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10). В письме от ДД.ММ.ГГГГ, исходящим от начальника ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России», истцу также сообщено, что постановка на учет производится органами местного самоуправления, истец военнослужащим не является. В связи с этим учреждение не может рассматривать вопрос о признании истца участником федеральной целевой программы «Жилище» (л.д.9).

МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» письмом от ДД.ММ.ГГГГ также отказало истцу в постановку на учет, пояснив, что истец является военнослужащим, и постановку на учет в данном случае осуществляют федеральные органы исполнительной власти (л.д.11).

Суд полагает, что за истцом необходимо признать право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по следующим основаниям. Продолжительность службы истца в органах Государственной противопожарной службы составляет более десяти лет. Истец при увольнении являлся сотрудником Государственной противопожарной службы и содержался за счёт средств федерального бюджета. Указанное обстоятельство ответчиками не оспаривается. Жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» признавала истица в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Суд считает, что основным критерием участия в подпрограмме является продолжительность выслуги в органах Государственной противопожарной службы, которая у истца превышает десяти лет.

Судом бесспорно установлено, что специальная пожарная часть ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России», в которой работал истец, является подразделением МЧС России.

Представитель МЧС России в судебном заседании просит в иске отказать на том основании, что постановку на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должны производить органы местного самоуправления, поскольку на основании п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 постановку на учет производят федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Между тем, в указанном пункте постановления после слов «военная служба» предусмотрено слово «служба». Следовательно, постановку на учет производят федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена как военная служба так и государственная служба при условии, что должность работника предусмотрена в п.5 указанного постановления.

Согласно пункту 5 раздела V Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в составе МЧС России имеются войска гражданской обороны и федеральная противопожарная служба, в которых предусмотрена военная служба.

В государственную противопожарную службы входят сотрудники, которые не несут военную службу, одна по уровню социальных гарантий приравнены к лицам, несущим военную службу.

Суд полагает необходимым применить по аналогии п.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие обеспечиваются жилым помещением за счет средств федерального бюджета и ставятся на учет федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, суд принимает во внимание, что жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» ранее признала истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, включила в состав участников подпрограммы. Действия Управления по отмене ранее принятых им решений не должны носить произвольного характера, ущемлять права граждан - работников. У суда отсутствуют основания полагать, что впоследствии отмененное решение жилищной комиссии, принятое в отношении истца, противоречит закону.

Довод представителя ответчика о том, что исключение истца их числа участников подпрограммы было произведено на основании письма Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России от 30 ноября 2010 года (л.д.85) не может являться основанием для отказа в иске. В данном письме фактически указывается, что с 01 марта 2005 года сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления. Жилищным комиссиям при МЧС России рекомендовано проверить списки очередников, проверить их право состоять на учете.

Суд полагает, что данное письмо противоречит действующему законодательству о социальных гарантиях сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, Постановлению Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, не имеет общеобязательной силы закона, нормативным правовым актом не является. В связи с этим действия жилищной комиссии по исключению истца из числа участников подпрограммы, основанные на данном письме, не могут быть признаны правомерными. Данное письмо не может быть признано в качестве основания для отказа в иске о признании права на участие в подпрограмме.

При указанных обстоятельствах исковые требования о признании права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» следует удовлетворить.

Вместе с тем, поскольку участие в целевой программе предполагает очередность при получении жилого помещения, удовлетворение требования о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат поставило бы истца в преимущественное положение по сравнению с другими участниками программы. Суд полагает необходимым в удовлетворении требования о возложении на МЧС России обязанности выдать государственный жилищный сертификат отказать.

Обращаясь к требованию о возложении на МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» обязанности выдать истцу справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий, суд полагает следующее.

В статьях 49-52 Жилищного кодекса России предусмотрен порядок постановки органами местного самоуправления на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец являлся работником подразделения МЧС России, в отношении обеспечения его жилой площадью действует особый порядок, предусмотренный федеральным законодательством - Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, а не общий порядок, предусмотренный ЖК России.

В связи с этим отсутствуют основания для возложения на МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» обязанности выдать истцу справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий. В удовлетворении данного требования следует отказать.

        Руководствуясь ст.ст. 14, 56, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       Исковые требования Низамеева ФИО5 удовлетворить частично.

       Признать за Низамеевым ФИО6 право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение десяти дней через Авиастроительный районный суд г.Казани.

       Председательствующий:       Аулова Л.Ф.