Признание права собственности в порядке приватизации



                                                                                                                                                 

                                                                            дело № 2-2514/11

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

08 сентября 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре судебного заседания Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Дряндиной Е.К., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних дочери <данные изъяты> и сына <данные изъяты>, к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

у с т а н о в и л:

Дряндина Е.К. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей обратилась в суд с иском к ИКМО г. Казани о       признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав, что с 2005 года работает на заводе. В 2007 году в связи с трудовыми отношениями руководство КАПО им. С.П. Горбунова предоставило ей и членам семьи жилую площадь в виде трехместной комнаты в квартире в общежитии по <адрес>, где она постоянно с детьми проживает по настоящее время. На комнату открыт финансово-лицевой счет. Однако ответчик отказывает ей в приватизации указанного жилого помещения.      Просит признать за ней и детьми право собственности в порядке приватизации на жилое помещение - комнату жилой площадью 17,9 кв.м. в квартире <адрес>.     

    В судебном заседании истица исковые требования поддержала, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Пояснила суду, что право приватизации ею не использовано, на праве собственности недвижимого имущества не имеет.

Надлежащим образом извещенный о дне и времени судебного заседания представитель ответчика в суд не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.27-28).

Представитель ООО УК «КАПО-Жилбытсервис», ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» Григорьева Е.Г. с иском согласилась, подтвердив доводы истца, пояснила, что совместным решением администрации и профкома объединения от ДД.ММ.ГГГГ произведено заселение семей молодых рабочих-сдельщиков основного производства в дом по утвержденному списку, в том числе и семьи Дряндиных. Супруг Дряндиной Е.К. также работает на предприятии.

Третье лицо Пантюкова Н.Н. с требованиями истца согласилась, подтвердив доводы Дряндиной Е.К.

Представитель органа опеки и попечительства в суд не явился, предоставив суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.29).

Надлежащим образом извещенные о дне и времени судебного заседания представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РТ и третье лицо Залялеева Г.М. в суд не явились (л.д.26). Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав пояснения      истицы, третьего лица, представителя третьих лиц, изучив материалы     дела,       приходит к следующему.

              В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

На основании ч.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

            В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

      На основании ст. 11 указанного закона, несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Из приведенной выше ст. 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, переданные в введение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Установлено, что с 2005 года по настоящее время истица и несовершеннолетние члены семьи постоянно проживают на жилой площади дома <адрес> (л.д.10), имеют постоянную регистрацию по месту жительства. Жилое помещение предоставлено в связи с трудовыми правоотношениями, что подтверждается совместным решением администрации и профкома, списком работников (л.д.25, 33-36).

            08 апреля 2008 года ФГУП «КАПО им. С.П. Горбунова" реорганизовано в открытое акционерное общество.

          Поскольку спорное жилое помещение истице     было предоставлено в связи с трудовыми отношениями до реорганизации ФГУП «КАПО им. С.П. Горбунова" в открытое акционерное общество, то есть в период, когда объединение было правомочно распоряжаться входящим в состав его имущественного комплекса недвижимым имуществом, вселение истицы      в спорное жилое помещение является правомерным.

       В соответствии со ст.16 ЖК РФ,

1. К жилым помещениям относятся:

1) жилой дом, часть жилого дома;

2) квартира, часть квартиры;

3) комната…...

4. Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

В материалах дела имеется финансово-лицевой счёт (л.д.9), что свидетельствует о фактическом заключении договора социального найма на жилое помещение площадью 17,9 кв.м. в квартире <адрес>. Истица обязательства по договору социального найма выполняет, несет расходы по содержанию жилого помещения и коммунальным услугам (л.д.17). Данное обстоятельство никем не оспорено.

Согласно имеющимся материалам дела истица приватизированной жилой площади не имеет, и право на приватизацию в г. Казани, Республике Татарстан и Кировской области не использовала (л.д.11-12, 14-16, 23).

Таким образом, с учётом изложенных выше норм материального права истица вправе приобрести занимаемое ею жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

П.4 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта.

Более того, вступившим в законную силу решением Арбитражного Суда РТ по делу № А65-24260/2009 от ДД.ММ.ГГГГ, на ИКМО г. Казани возложена обязанность принять в муниципальную собственность федеральное имущество - здание (строение) по <адрес>.

В соответствии с подпунктом 3 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

Статьей 66 Устава города Казани установлено, что «органы местного самоуправления города Казани от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов местного самоуправления города Казани».

В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Устава города Казани Исполнительный комитет города Казани осуществляет управление муниципальной собственностью города Казани.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (пункт 5 Постановления Пленума); исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием (пункт 8 Постановления Пленума).

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истицы подлежат       удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Дряндиной Е.К., Дряндиной А.А. и Дряндиным Д.А. право собственности в равных долях по одной третьей доли на жилое помещение в виде комнаты площадью 17,9 (семнадцать целых девять десятых) кв.м. в квартире <адрес> в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Верховный суд Республики Татарстан через Авиастроительный районный суд города Казани.

.

.

Судья:                                                                         А.Х. Закирова.