Отказ в удовлетворении иска о признании права на досрочную трудовую пенсию



    Р Е Ш Е Н И Е

                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                          Дело № 2-2693/11

20 октября 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Митрофановой И.А. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Митрофанова И.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе гор. Казани о признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью. В обоснование исковых требований указала, что решением УПФ РФ в Авиастроительном районе г. Казани ей отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет. В специальный стаж не включены      периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой средней школы ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка Детского Дома пионеров <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка Дома Детского творчества; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования лицея . Считает отказ ответчика неправомерным.

Просит обязать ответчика включить в специальный стаж вышеуказанные спорные периоды      работы.     

В судебном заседании истица и её представитель требования поддержали, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

          Представитель ответчика      требования не признала, поддержав доводы, изложенные в отказном решении.

Выслушав доводы истицы, представителей сторон, изучив письменные материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Установлено, что решением УПФ в Авиастроительном районе г. Казани за от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 25 лет (л.д.7-9).

В специальный стаж истицы ответчик не включил периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшей пионервожатой средней школы ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка Детского Дома пионеров <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка Дома Детского творчества; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности методиста; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования лицея (л.д. 8-9).

Суд считает, что ответчик обосновано не включил в специальный стаж истицы вышеуказанные спорные периоды работы, при этом исходит из следующего.

Так, из трудовой книжки истицы следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она работала в должности старшей пионервожатой средней школы (л.д. 33-34).

Указанный период относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.

В силу п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В соответствии с п. 2 Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшего в рассматриваемый спорный период, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

Из вышеизложенного следует, что выполняемая Митрофановой И.А. в спорный период работа в должности старшей пионервожатой в школе включалась в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет (в настоящее время право на досрочное назначение пенсии).

Вместе с тем, в силу п. 4 Положения Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, период работы в должности "пионервожатая" засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Как видно из отказного решения, на момент обращения к ответчику специальный стаж истицы составлял 13 лет 7 месяцев. Таким образом, ею не выработано необходимых 2/3 стажа (л.д.7). При таких обстоятельствах, оснований для зачета указанного периода в специальный педагогический стаж у суда не имеется.

Суд также не находит оснований для включения в специальный стаж истицы периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности руководителя кружка Детского Дома пионеров <адрес>.

Так, работа в указанные спорные периоды в должности руководителя кружка подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 35).

Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, равно как и ранее действовавшими Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, не предусматривается право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность, на включение в специальный стаж для назначения пенсии периодов трудовой деятельности в должности "руководитель кружка".

Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действовавшее в периоды работы истицы до 1993 года, также не предусматривало права работников просвещения на включение в специальный стаж для назначения пенсии периода трудовой деятельности в указанной должности.

Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25 января 1993 года N 21 должности руководителей кружков, секций, студий и других объединений обучающихся переименованы в должность педагога дополнительного образования, которая впервые была включена в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, а позднее - в Списки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, право на установление тождества профессий, должностей и организаций, предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имевшим ранее иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 367, наряду с должностью "педагог дополнительного образования" сохранено и прежнее название должности "руководитель кружка (клуба по интересам, коллектива, любительского объединения, секции, студии, туристской группы)".

Изложенное свидетельствует о том, в данном случае имело место переименование в централизованном порядке профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), содержащихся в ранее принятых нормативных правовых актах.

Вопрос об установлении тождественности выполняемых Митрофановой И.А. функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для решения вопроса о зачете этих периодов в специальный стаж, в судебном заседании не ставился. Более того, каких-либо оснований для установления тождества выполняемых Митрофановой И.А. функций, условий и характера её деятельности в должности "руководитель кружка" и в должности "педагог дополнительного образования" у суда не имеется, поскольку данный вопрос в силу вышеназванных правовых норм может быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должностей истца, которые не содержатся в нормативно-правовых актах.

В обоснование требований о включении указанного периода в специальный стаж истица ссылается на разъяснение Министерства социального обеспечения РСФСР, которое дано в Инструктивном письме N 1-63-И от 30.06.1986 г.. В соответствии с указанным документом к работе по специальности педагога также относится работа в качестве руководителя кружка.

Между тем, отказывая истице во включении периода работы в должности руководителя кружка суд исходит в том числе и из того, что     не любая педагогическая деятельность засчитывается в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, а только та педагогическая деятельность, которая осуществлялась на должностях, предусмотренных приведенными выше Списками.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для включения спорных периодов работы в должности руководителя кружка в специальный стаж истицы у суда не имеется.

Обращаясь к требованию истицы о включении в её специальный стаж периода работы в должности методиста Дома пионеров <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, суд также оснований для его удовлетворения не находит, при этом исходит из следующего.

Так, Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 и действовавшего до 1 октября 1993 г. (то есть в период работы истца), предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения методической, научно-методической и учебно-методической работы в школах и средних специальных учебных заведениях, учебных, педагогических, учебно-методических, методических и научно-методических кабинетах, станциях и бюро.

В соответствии с п. 3.2 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30.06.1986 года N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" к числу внешкольных детских учреждений были причислены Дома пионеров.

Работа в должности методиста во внешкольных учреждениях относится к педагогической работе и в соответствии с пп. "л" п. 5 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников просвещения, утвержденной приказом Минпроса СССР N 94 от 16 мая 1985 года.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Митрофанова И.А. в вышеуказанный спорный период работала в должности методиста по работе с комсомольцами в Доме пионеров <адрес>, о чем свидетельствуют данные трудовой книжки (л.д. 33, 35).

Таким образом, истица осуществляла трудовую деятельность в период действия Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, в должности методиста внешкольного учреждения, что полностью соответствует требованиям указанного Положения.

Вместе с тем, включение указанного периода в специальный стаж осуществлялось под условием соблюдения пункта 4 названного Положения, согласно которому данный период работы засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Согласно имеющимся материалам дела на момент обращения истицы в пенсионный фонд она имела педагогический стаж 13 лет 7 месяцев. Таким образом, она не выработала 2/3 специального стажа, необходимого в соответствии с требованиями указанного Положения для назначения трудовой пенсии. При таких обстоятельствах, оснований для зачета указанного периода в её специальный стаж у суда не имеется.

Суд также считает обоснованным отказ ответчика во включении в специальный стаж истицы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога дополнительного образования лицея .

Так, указанный период работы подпадает под действие Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781, которым утверждены Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, и Правила периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в их числе лица, осуществляющие педагогическую деятельность, в государственных, и муниципальных учреждениях для детей.

Из представленного устава усматривается, что Лицей является муниципальным общеобразовательным учреждением (л.д. 10-32).

Поскольку «лицей» как общеобразовательное учреждение, включено в п. 1.1 раздела "Наименование учреждений" вышеназванного Списка должностей и учреждений, то и должность работника, претендующего на досрочную трудовую пенсию по старости, должна соответствовать одной из должностей п. 1 раздела "Наименование должностей" этого же Списка. Однако в п. 1 отсутствует должность "педагог дополнительного образования". Данная должность указана в п. 2, т.е. применительно лишь к учреждениям дополнительного образования.

Работая в общеобразовательном учреждении педагогом дополнительного образования, истица не занимала ту должность, которая давала бы ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с чем период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в специальный стаж истицы.

Ссылка истца на п. 13 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, основана на неправильном токовании норм материального права, поскольку согласно Уставу от 2007 года Лицей является муниципальным общеобразовательным учреждением, а не структурным подразделением какой-либо организации (л.д. 10-33).

Исходя из вышеизложенного, на момент обращения истицы в Пенсионный фонд, истица не выработала     требуемого специального 25 - летнего стажа педагогической деятельности. Следовательно, право на назначение досрочной трудовой пенсии у неё не возникло.

      При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.

       Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Митрофановой И.А. к Управлению пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию отказать.

        Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через районный суд.

      

        .

.

          Судья:                                                                                   А.Х. Закирова