Иск о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью



                                                                                        дело № 2- 2519/11

         Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                                                                                            

01 ноября 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску     Халитовой М.Х. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л :

Халитова М.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Авиастроительном районе гор. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью, указав, что ответчик отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Ответчик не включил в специальный стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>», период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности педагога-психолога в детском саду. Считает данный отказ неправомерным.      Просит признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии; признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, обязав ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.     

В судебном заседании истица       исковые требования уточнила, просила признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, обязав ответчика включить в её специальный трудовой стаж вышеуказанные спорные периоды работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения к ответчику, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.      

Представитель ответчика     иск не признал. Поддержал доводы, изложенные в отказном решении.

Выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей (ст. 22 и ч. 2 ст. 29).

    В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Установлено, что решением УПФ в Авиастроительном районе г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью за отсутствием требуемого специального стажа 25 лет (л.д. 5-6).

Наряду с другими ответчик не включил в специальный стаж истицы период     работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>», поскольку в разделе «Наименование учреждений» Списка работ, профессий и должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781, детские комбинаты не предусмотрены (л.д. 6).

Между тем, суд считает необходимым включить указанный период в специальный стаж истицы, при этом исходит из следующего.

Так, постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Должность истицы - воспитатель - предусмотрена пунктом      1 раздела «Наименование должностей» указанного выше Списка.         Разделом     «Наименование учреждений» в п.1.8 предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований,… ясли-сады…, детские ясли.

Работа истицы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>» подтверждается записями в трудовой книжке и справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21, 38).

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и в правах ни обучающихся, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (ч.3 ст.12 Закона РФ «Об образовании»).

Ранее действовавший Закон РФ от 29 ноября 1990 года гарантировал назначение такой пенсии на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях общеобразовательных школ и других учреждениях для детей, поскольку работники выполняют одни и те же функциональные обязанности по одним и тем же профессиям, в одних и тех же должностях.

Работая в спорный период воспитателем Детского комбината, истица в своей деятельности руководствовалась государственными стандартами и выполняла те же функции, что и в тот период, когда он функционировал в качестве Ясли сада , который включен ответчиком в специальный педагогический стаж истицы (л.д. 5).

Основной целью деятельности указанного учреждения являлось обучение и воспитание детей дошкольного возраста, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем ответчика.

Доводы представителя ответчика судом проверены, они не могут быть положены в основу решения по данному конкретному спору, поскольку терминологический недостаток при наименовании учреждения, в котором работала истица, не может повлиять на характер выполняемых ею обязанностей, поскольку нарушает конституционное право истицы на пенсионное обеспечение.

Более того, положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следовательно, периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>» подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Ответчик также не включил в специальный стаж истицы период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку он имел место после 06 октября 1992 года (л.д. 6).

Между тем, суд считает, что ответчик необоснованно не включил указанный спорный период в специальный педагогический стаж истицы, при этом исходит из следующего.

            Согласно разъяснению Пленума ВС РФ по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

         В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

     Законом СССР от 22 мая 1990 года № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

     До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

      Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в ред. Закона РСФСР от 09 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Так, из трудовой книжки усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истица работает в должности воспитателя в детских дошкольных учреждениях (л.д. 19-25).     

Согласно свидетельству о рождении, ребенок истицы родился ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

      Таким образом, право на указанный отпуск по уходу за ребенком возникло у истицы до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях).

Следовательно, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25).

     Суд также считает необходимым включить в специальный стаж истицы период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

В силу статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Как следует из материалов дела, работая в должности воспитателя <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица находилась в оплачиваемом учебном отпуске. В указанный период за ней сохранялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Указанные обстоятельства подтверждаются дипломом, трудовой книжкой,      справкой работодателя за от ДД.ММ.ГГГГ и расчетными карточками о начислении заработной платы (л.д. 11, 12, 23, 27).

При таких обстоятельствах, период учебы истицы подлежит зачету в специальный педагогический стаж.

Иное толкование законодательства может повлечь ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Ответчик также не включил в специальный стаж истицы период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя и в должности педагога-психолога в <данные изъяты>», поскольку не выполнено условие выполнения нормы рабочего времени в должности воспитателя, установленное за ставку заработной платы, а также        Списком работ, профессий и должностей работа педагога-психолога в детском саду не предусмотрена (л.д. 6).

Суд соглашается с доводом ответчика в этой части иска и не находит оснований для включения вышеуказанного спорного периода в специальный стаж истицы.

Так, в соответствии с п. 11 указанных Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 работа в должностях педагога-психолога засчитывается в стаж работы только в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в пункте 1.3 раздела "Наименование должностей" списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, указанных в пункте 1.5 раздела "Наименование учреждений" списка, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, указанных в пункте 1.6 раздела "Наименование учреждений" списка, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела "Наименование учреждений" списка, и в учреждениях социального обслуживания, указанных в пункте 1.13 раздела "наименование учреждений" списка.

Должность "педагога-психолога" предусмотрена разделом 1 "Наименование должностей" Списка работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденных вышеуказанным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781.

Между тем, учреждение <данные изъяты>», в котором истица в спорные периоды работала в должности педагога-психолога, не поименовано в соответствующих пунктах и разделах указанного Списка. Документов, подтверждающих характер деятельности данного учреждения, суду не представлено. При таких обстоятельствах, законных оснований для включения периода работы истицы в должности педагога-психолога у суда не имеется.

Работая в должности педагога-психолога в вышеуказанном учреждении, истица одновременно работала в должности воспитателя на 0,5 ставки, что подтверждается трудовой книжкой и не оспаривается истицей (л.д. 24). Таким образом, она не вырабатывала полную норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы.

При таких обстоятельствах, оснований для включения в специальный стаж истицы периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется.                  

Таким образом, на момент обращения истицы в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии её специальный стаж     составлял 24 года 01 месяц 26 дня (необходимый стаж 25 лет), в связи с чем право на досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ у неё не возникло.

         Между тем, на сегодняшний день истица не лишена возможности обратиться в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время работает в должности воспитателя в <данные изъяты>» (л.д. 25).

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности,     суд считает необходимым требования истицы удовлетворить частично.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-196, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Халитовой М.Х. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в <адрес> включить в педагогический стаж Халитовой М.Х. период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя Детского комбината <данные изъяты>», период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.

            .

.

           Судья:                                                                                    А.Х. Закирова