Взыскание расходов на школьное питание



                                               Дело № 2846/11

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

     

15 ноября 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Миникаевой Л.Г. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района города Казани о взыскании денежных средств,

у с т а н о в и л:

Миникаева Л.Г. обратилась в суд с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г. Казани, указав, что её сын <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучается в МОУ «Школа №33» в <данные изъяты> классе. Семья истицы является многодетной (состоит из трёх детей). Истица является многодетной матерью. До конца 2010 года её сын обеспечивался бесплатным горячим питанием. Однако в 2011 года в бесплатном питании ему было отказано. Просит признать незаконным п.2 протокола №7 заседания школьной комиссии по организации питания МОУ «Школа№33» от ДД.ММ.ГГГГ, обязав ответчика предоставлять бесплатное питание её сыну, <данные изъяты>., учащемуся <данные изъяты> класса; взыскать с МОУ «Школа №33» стоимость горячего питания, уплаченного истицей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и вернуть госпошлину в сумме <данные изъяты>.

В дальнейшем истица уточнила свои требования и просила взыскать в её пользу с надлежащего ответчика Министерства Финансов Республики Татарстан <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и возврат госпошлины в сумме <данные изъяты>.

В ходе судебного разбирательства по ходатайству истицы произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства Финансов РТ на надлежащего - МОУ «Школа № 33».

В судебном заседании истица требования уточнила, просила взыскать в свою пользу с МОУ «Школа № 33» стоимость горячего питания, уплаченного истицей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и возврат госпошлины в сумме <данные изъяты>.

Представитель ответчика МОУ «Школа № 33» в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, в связи с Положением о порядке организации питания учащихся муниципальных образовательных учреждений г. Казани в 2011 году, утвержденным постановлением ИКМО г. Казани от 28 декабря 2010 года № 11711, горячим питанием в общеобразовательных учреждениях обеспечиваются только те дети из многодетных семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в РТ. Поскольку среднемесячный доход истицы достаточен для обеспечения прожиточного минимума её семьи, то в предоставлении бесплатного горячего питания её сыну отказано.

    Представитель третьего лица Министерства Финансов РТ исковые требования не признала, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление (л.д. 172-174).

    Представитель ИКМО г. Казани в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что сам факт многодетной семьи не может являться основанием для признания семьи нуждающейся. Поскольку среднемесячный доход истицы достаточен для обеспечения прожиточного минимума её и троих её детей, то в соответствии с Постановлением Руководителя Исполкома г. Казани от 28 декабря 2010 года № 11711 в предоставлении бесплатного питания Миляшову С.Д. отказано.      

    Выслушав пояснения истицы, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом подразумевает в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции обязанность соблюдения гражданами и организациями законов в том виде, в каком они приняты законодателем.

     Согласно части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение.

     В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

     Указом Президента     Российской Федерации «О мерах социальной поддержки многодетных семей» №431 от 05.05.1992 г. в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга постановлено:

     определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона;

     установить для многодетных семей бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

Согласно пункту 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 708 «О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в Республике Татарстан» (в редакции постановлений от 02.09.1996 № 754, от 08.01.1997 № 1, от 03.08.1999 № 476, от 17.12.2004 № 540, от 06.12.2007 № 693) в целях усиления социальной поддержки многодетных семей в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановил, что в Республике Татарстан многодетными семьями являются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 11711 от 28 декабря 2010 года утверждено Положение о порядке организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011 году, в соответствии с пунктом 1.1 которого горячее питание предусмотрено, в том числе, для детей из многодетных семей, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан.

Приказом отдела Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по Авиастроительному району от 30 декабря 2010 года во исполнение вышеназванного постановления на директоров общеобразовательных учреждений возложена обязанность организовать питание учащихся из малообеспеченных семей.

Установлено, что истица имеет троих несовершеннолетних детей и является многодетной матерью, что подтверждается свидетельствами о рождении детей и соответствующим удостоверением (л.д. 15, 16-18).

Сын истицы, <данные изъяты>., обучается в МОУ «Школа № 33».

Из протокола № 5 заседания школьной комиссии по организации питания МОУ «Школа № 33» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что до конца 2010 года <данные изъяты> обеспечивался бесплатным горячим питанием в школе (л.д. 46-49).

Согласно п. 2 протокола № 7 заседания школьной комиссии     от 25 января 2011 года в предоставлении бесплатного питания ему      отказано со ссылкой на вышеуказанное Постановление ИКМО г. Казани от 28 декабря 2010 года № 11711 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г. Казани в 2011 года», поскольку доход истицы достаточен для обеспечения прожиточного минимума её и троих её детей (л.д. 8).

Между тем, Указ Президента РФ № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» №431 от 05.05.1992 г. не предусматривает, что предоставление льгот для многодетных семей производится лишь при подтверждении произведенных расходов.

Конституция РФ в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи.

Нормативным Указом Президента РФ установлены меры социальной поддержки многодетных семей, отсутствие порядка и условий возмещения расходов на осуществление этих мер не является основанием для отказа в их предоставлении.

При этом исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 9 апреля 2002 года N 68-О, пробел в законодательном регулировании не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции РФ прав и законных интересов граждан.

С учетом изложенных норм права, принимая во внимание единое правовое пространство Российской Федерации и существующую вертикаль власти, суд приходит к выводу, что сын истицы подлежит обеспечению бесплатным горячим питанием в школе.

Указом Президента РФ № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» №431 от 05.05.1992 г. предусмотрено, что бесплатное питание для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений осуществляется за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

В соответствии с п. 1.5 Устава МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 33» с углубленным изучением отдельных предметов, учредителем школы является Муниципальное образование города Казани в лице Комитета земельных и имущественных отношений ИКМО г. Казани. Руководство финансово-хозяйственной деятельностью Школы осуществляется Управлением образования ИКМО г. Казани (л.д. 39), что согласуется с п. 1.3.2 постановления ИКМО г. Казани от 11711 от 28 декабря 2010 года (л.д. 165).

При этом в силу п. 1.7 Устава МОУ «Школа № 33» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, может иметь лицевой бюджетный счет и лицевой внебюджетный счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также целевых средств и безвозмездных поступлений, которые ведутся казначейством. Кроме этого, школа может осуществлять ведение бухгалтерского учета самостоятельно или по договору обслуживаться централизованной бухгалтерией Управления образования (л.д. 39-40).

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Государственное или муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.

Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что расходы по оплате школьного питания подлежат взысканию с МОУ «Школа № 33» с одновременным возложением субсидиарной ответственности на ИКМО г. Казани на основании положений ст.ст. 120, 399 ГК РФ.

С учетом установленного ИКМО г. Казани с 01 января 2011 года размера ежедневной стоимости горячего питания, расходы по оплате школьного питания за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили <данные изъяты>, что не оспаривается представителем ответчика.

Принимая во внимание вышеизложенное, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом в соответствии с положениями ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию уплаченная при подаче иска госпошлина в размере <данные изъяты> (л.д. 5).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Миникаевой Л.Г. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района города Казани о взыскании денежных средств о взыскании денежных средств удовлетворить.

Взыскать в пользу Миникаевой Л.Г. с муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района города Казани и Исполнительного комитета муниципального образования города Казани, несущего субсидиарную ответственность как учредителя,       расходы на питание <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей и возврат государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.

.

.

Судья:                                                                                   А.Х.Закирова.