дело № 2-3005/11 Р Е Ш Е Н И Е И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И 21 ноября 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Закировой А.Х., при секретаре судебного заседания Камаловой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Садыковой Г.Г. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, у с т а н о в и л: Садыкова Г.Г. обратилась в суд с иском к ИКМО г. Казани о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование исковых требований указала, что по ходатайству с места работы в 1980 году ей было выделено жилое помещение в общежитии <адрес>, затем переселили в общежитие по <адрес>. С 1991 года проживает в комнате площадью 13,5 кв.м. в квартире <адрес> по настоящее время. Указанное жилое помещение состоит из двух комнат, одну из которых занимает Питаева В.С.. На имя истицы открыт финансовый лицевой счет на жилое помещение площадью 13,5 кв.м. Истица обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора на передачу указанного жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации, но получила отказ. Право на приватизацию жилой площади она не использовала. Просит признать за собой право собственности в порядке приватизации на комнату жилой площадью 13,5 кв.м. в квартире <адрес>. В судебном заседании истец требования поддержала, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства. Ответчик в суд не явился. Представил отзыв на заявление (л.д.25-26). Надлежащим образом извещенные о дне и времени судебного заседания третьи лица в суд не явились (л.д.19-22). Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему. В силу ст. 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. На основании ч.1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Согласно ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. Из приведенных выше норм следует, что общежития, переданные в введение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. В силу ч. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. Установлено, что в 1991 году истице было предоставлено жилое помещение - двухместная комната площадью 13,5 кв.м. в общежитии № по <адрес>, где она проживает по настоящее время и в соответствии с данными выписки из домовой книги состоит на регистрационном учете по месту жительства с 1991 года (л.д.7). Поскольку спорное жилое помещение площадью 13,5 кв.м. было предоставлено истице ФГУП «КАПО им. С.П. Горбунова» и произошло до реорганизации ФГУП «КАПО им. С.П. Горбунова" в открытое акционерное общество, то есть в период, когда объединение было правомочно распоряжаться входящим в состав его имущественного комплекса недвижимым имуществом, то вселение истицы в спорное жилое помещение является правомерным. В материалах дела имеется финансово-лицевой счёт на жилое помещение площадью 13,5 кв.м. в квартире <адрес> на имя истицы, что свидетельствует о фактическом заключении с ней договора социального найма на жилое помещение площадью 13,5 кв.м. (л.д. 6). Истица исправно оплачивает коммунальные услуги за занимаемое ею жилое помещение (л.д. 12). Согласно имеющимся материалам дела приватизированной жилой площади истица не имеет, и право на приватизацию не использовала (л.д.8, 9, 11, 27). Третье лицо по делу Питаева В.С., проживающая в комнате площадью 17,6кв.м. в квартире №, с иском согласна (л.д.19). Таким образом, с учётом изложенных выше норм материального права истица также вправе приобрести занимаемое ими жилое помещение в собственность в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации». Кроме того, вступившим в законную силу решением арбитражного суда РТ по делу № А65-24260/2009 от 10 декабря 2009 года, на ИКМО г. Казани возложена обязанность принять в муниципальную собственность федеральное имущество - здание (строение) № по <адрес>. П.4 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года № 8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий» (признан утратившим силу с 29 марта 2003 года Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 370) было установлено, что при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности, в состав приватизируемого имущества не могли быть включены объекты жилищного фонда. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны были находиться в ведении администрации по месту расположения объекта. В соответствии с подпунктом 3 п.1 ст.16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа. Статьей 66 Устава города Казани установлено, что «органы местного самоуправления города Казани от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними правовыми актами органов местного самоуправления города Казани». В соответствии с пунктом 2 статьи 40 Устава города Казани Исполнительный комитет города Казани осуществляет управление муниципальной собственностью города Казани. Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 "О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан (пункт 5 Постановления Пленума); исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием (пункт 8 Постановления Пленума). При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать за Садыковой Г.Г. право собственности на жилое помещение площадью 13,5 (тринадцать целых пять десятых) кв. м в квартире <адрес> в порядке приватизации. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд. Председательствующий: А. Х. Закирова.