дело № 2-2826/2011 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5 декабря 2011 года город Казань Авиастроительный районный суд города Казани в составе председательствующего судьи Куханевой Г.В., при секретаре Нагимовой Ч.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарова П.Д. к Государственному учреждению «Специальное управление Федеральной противопожарной службы №35 МЧС России», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Федеральному государственному учреждению «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище», о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, выдать справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий УСТАНОВИЛ: Назаров П.Д. обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № МЧС России», Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, Федеральному государственному учреждению «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании права на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище», о возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, восстановить на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, выдать справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий, в обоснование исковых требований указав следующее. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в Государственной противопожарной службе в должности <данные изъяты>. Был уволен по состоянию здоровья в связи с заболеваниями, полученными в период службы. За период прохождения службы, какое - либо жилое помещение ему не предоставлялось. Жилое помещение, в котором истец проживает в настоящее время, не пригодно для проживания, иного жилья он не имеет. ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией управления истец был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» отказало истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Отказ мотивирован тем, что постановку на учет осуществляют органы местного самоуправления. При этом от него потребовали справку органов местного самоуправления о нуждаемости в улучшении жилищных условий для приобщения к материалам учетного дела. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан также отказал истцу в постановке на учет, пояснив, что он относится к категории военных и постановку на учет в данном случае осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Истец полагает, что действиями ответчиков нарушаются его конституционные права на жилище. Отказ ответчиков в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец считает необоснованным, полагая, что за ним необходимо признать право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Продолжительность его службы в органах Государственной противоположной службы составляет более 10 лет. При увольнении он являлся сотрудником Государственной противопожарной службы и содержался за счет средств федерального бюджета. Жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» признавала его в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Назаров П.Д. просил суд признать за собой право на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Обязать ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» восстановить его на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ выдать ему справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий. Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать ему государственный жилищный сертификат. К участию в деле в качестве соответчика было привлечено Федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России. В судебном заседании истец поддержал исковые требования. Представитель ответчика ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в судебном заседании иск не признал, пояснив, что истец не имеет статус лица, приравненного к военнослужащим. Проходя службу в Государственной противопожарной службе, истец являлся сотрудником внутренней службы. В настоящее время отсутствует документ,подтверждающий что Назаров П.Д. нуждается в улучшении жилищных условий. Представитель ответчика МЧС России по РТ в судебном заседании иск не признал, пояснив, что Назаров П.Д., проходивший службу в Государственной противопожарной службе, не может быть принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, что исключает возможность признания за ним права на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» и соответственно исключает обязанность МЧС России выдать ему государственный жилищный сертификат. Представитель ответчика Федерального государственного учреждения «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.86). Причины неявки суду неизвестны. Возражений по существу иска в суд не представлено. Представитель ответчика Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д. 84). Представил отзыв на исковое заявление, в котором просит суд рассмотреть дело без его участия; иск не признает, ссылаясь на обстоятельство, что по результатам выездного осмотра жилого помещения по месту регистрации истца, жилищной комиссией Высокогорского муниципального района РТ принято решение об отказе в постановке на учет Назарова П.Д., так как Назаров П.Д. не проживает в аварийном доме, не имеется документов, где он проживал ранее (л.д. 69-70). Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить частично. В соответствии с постановлением Правительства России от 17 декабря 2010 года № 1050, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». В соответствии с пунктом 5, подпункта а, параграфом 1,5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях; сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В соответствии с п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). Из положений Указа Президента РФ №825 от 28 июня 1999 года и постановления Правительства РФ №1095 от 29 сентября 1999 года, принятого во исполнение названного Указа, следует, что такая форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, как предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, распространена на увольняемых и уволенных со службы из органов МЧС России, содержащихся за счет средств федерального бюджета. Из Указа президента РФ №868 от 11 июля 2004 года «Вопросы Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий» следует, что в составе МЧС России имеются войска гражданской обороны и федеральная противопожарная служба, в которых предусмотрена военная служба. В Правилах учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственно противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий под военнослужащими понимаются граждане, проходившие военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», а под сотрудниками органов внутренних дел - лица среднего старшего и высшего начальствующего состава органов Министерства внутренних дел РФ, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также сотрудники уголовно- исполнительной системы. Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в Государственной противопожарной службе в должности <данные изъяты>. Данное обстоятельство подтверждается справкой №, выданной ГУ «СП ФПС № МЧС России» (л.д.5). В соответствии с выпиской из приказа №-НС от ДД.ММ.ГГГГ, старший прапорщик внутренней службы Назаров П.Д., был уволен из Государственной противопожарной службы МЧС России по пункту «з» ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел РФ - по ограниченному состоянию здоровья (л.д.74). Выслуга лет в календарном исчислении составляет <данные изъяты> Согласно выписке из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ № жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» приняла решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.20-21). Из Выписки следует, что Назаров П.Д. зарегистрирован по адресу: <адрес> дома составляет 36,8 кв.м.. Собственником данного жилого помещения истец не является. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № норматив общей жилой площади жилого помещения для расчета субсидии установлен в размере 33 кв.метра на одиноко проживающего человека. Согласно протоколу заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» Назаров П.Д. был снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.22-23), на том основании, что у жилищной комиссии отсутствовало право постановки на учет сотрудников в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ было отказано истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В соответствии с письмом руководителя Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ, постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, уволенных с военной службы после ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти. Признать указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях органы местного самоуправления не уполномочены (л.д.10). Суд считает, что исковые требования Назарова П.Д. подлежат частичному удовлетворению, при этом суд исходит из следующего. Истец в установленном порядке был признан Жилищной комиссией ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Продолжительность службы истца в органах Государственной противопожарной службы составляет более 10 лет. Истец при увольнении являлся сотрудником Государственной противопожарной службы и содержался за счёт средств федерального бюджета. Указанное обстоятельство представителями ответчиков в ходе судебного заседания не оспаривалось. Одним из главных критериев участия в подпрограмме является продолжительность выслуги в органах Государственной противопожарной службы, которая у истца превышает 10 лет. Суд считает необходимым признать за истцом право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации, истцу было рекомендовано по вопросу получения государственного жилищного сертификата при увольнении со службы обратиться по месту прохождения службы в соответствующее учреждение Министерства по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций РТ (л.д.11-13). В судебном заседании было установлено, что Назаров П.Д. подпадает под категорию лиц, указанных в пункте 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153. На основании приказа №398 от 25 июля 2011 года Министерства Российской федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, с ДД.ММ.ГГГГ функции уполномоченного органа МЧС России по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований были возложены на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий(л.д.25-26). Суд считает, что исключение Назарова П.Д. из списка участников подпрограммы было незаконно, в связи с чем необходимо восстановить Назарова П.Д. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Жилище» с ДД.ММ.ГГГГ. Данную обязанность следует возложить на Федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в соответствии с вышеуказанным приказом № от ДД.ММ.ГГГГ МЧС России. В связи с тем, что выдачу жилищных сертификатов сотрудникам федеральной противопожарной службы осуществляют федеральные органы исполнительной власти, необходимо возложить обязанность на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Назарову П.Д. государственный жилищный сертификат. Из письменных материалов дела следует, что в соответствии с актом обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ, дом расположенный по адресу: <адрес> гора, <адрес> является аварийный и непригоден для постоянного проживания (л.д.71). То обстоятельство, что истец нуждается в улучшении жилищных условий со стороны ответчиков опровергнуто не было. Суд не находит оснований для возложения на Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ обязанности выдать истцу справку о нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку Жилищным кодексом РФ предусмотрен порядок постановки органами местного самоуправления на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Истец являлся работником подразделения МЧС России, в отношении обеспечения его жилой площадью действует особый порядок, предусмотренный федеральным законодательством - Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. В удовлетворении данного искового требования следует отказать. Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Необходимо признать за Назаровым П.Д. право на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Возложить обязанность на Федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России восстановить Назарова П.Д. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Возложить обязанность на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Назарову П.Д. государственный жилищный сертификат. В остальной части в удовлетворении исковых требований Назарова П.Д. следует отказать. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 12,56,198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Назарова П.Д. удовлетворить частично. Признать за Назаровым П.Д. право на получение государственного жилищного сертификата в рамках федеральной целевой программы «Жилище». Возложить обязанность на Федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» МЧС России восстановить Назарова П.Д. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Возложить обязанность на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Назарову П.Д. государственный жилищный сертификат. В остальной части в удовлетворении исковых требований Назарова П.Д. отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Авиастроительный районный суд города Казани. Председательствующий Куханева Г.В..