о нарушении избирательных прав



         дело № 2-3387/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2011 года        город Казань

Авиастроительный районный суд города Казани в составе

председательствующего судьи      Куханевой Г.В.,

с участием прокурора        Козловой А.Л.,

при секретаре         Нагимовой Ч.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ситко С.Ю. об оспаривании действий участковой избирательной комиссии, отмене решения об итогах голосования

УСТАНОВИЛ:

Ситко С.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий участковой избирательной комиссии, в обоснование заявления указав следующее. ДД.ММ.ГГГГ решениями УИК наблюдатель от партии «Яблоко» Ситко Д.С. был подвергнут предупреждению за допущенные им нарушения, а затем был удален с избирательного участка. Ситко С.Ю. с данными решениями не согласен, указывая, что в законе не определено место на территории избирательного участка, где наблюдателю разрешено либо запрещено находится. Положения действующего законодательства Ситко Д.С. не нарушал.

Ситко С.Ю. просил суд признать решение участковой избирательной комиссии об удалении наблюдателя Ситко Д.С. с избирательного участка неправомерным, обязав комиссию допустить Ситко Д.С. на избирательный участок.

В последствии Ситко С.Ю. уточнил требования и просил также отменить решение об итогах голосования на территории участковой избирательной комиссии , ссылаясь на то обстоятельство, что наблюдатель Ситко Д.С. был удален с избирательного участка и не мог присутствовать при подсчете голосов.

В судебном заседании заявитель Ситко С.Ю. поддержал требования.

Ситко Д.С., привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебном заседании поддержал заявление, пояснив, что он находился вблизи урн для голосования и вел подсчет людей, пришедших на выборы.

Представитель Территориальной избирательной комиссии Авиастроительного района города Казани в судебном заседании с заявлением не согласилась, в обоснование своих доводов указала следующее. Помещение участковой избирательной комиссии соответствовало требованиям ст.61 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ избирательный участок был принят Территориальной избирательной комиссией Авиастроительного района города Казани. ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 30 минут Ситко Д.С., наблюдатель от политической партии «Яблоко», по решению УИК был удален с избирательного участка за то, что он мешал работе избирательной комиссии и нарушал тайну голосования, находясь в непосредственной близости от урны для голосования. Обращение в районный суд от Ситко С.Ю. последовало ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 00 минут. Оснований для отмены решения об итогах голосования не имеется, поскольку на избирательном участке присутствовали члены комиссии с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса, наблюдатели от различных партий. От данных лиц замечаний о нарушении закона в ходе проведения выборов не поступило.

Председатель участковой избирательной комиссии в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что оснований для признания решения об удалении с избирательного участка Ситко Д.С. незаконным, отмены решения об итогах голосования не имеется, поскольку нарушений в работе участковой избирательной комиссии не установлено, жалоб и заявлений от членов комиссии с правом решающего голоса, с правом совещательного голоса, наблюдателей от различных партий не поступало. До удаления Ситко Д.С. с избирательного участка он был предупрежден о недопущении нарушений закона.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявления необходимо отказать, суд считает, что в удовлетворении заявления Ситко С.Ю. необходимо отказать.

В соответствии с ч.1 ст.259 ГПК РФ, избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В соответствии с п.9, 42 ст.2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», выборы - форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица; наблюдатель - гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

В соответствии с ч.1,2,3 ст.3 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

В соответствии с п. «г» ч.10 ст.30 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», наблюдатель не вправе предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; совершать действия, препятствующие работе комиссии.

В соответствии с ч.12 ст.64 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме. Правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного решения и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой комиссии, а также удаленного наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральными законами.

В соответствии с ч.2,3,4 ст.77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума об итогах голосования, о результатах референдума в случае нарушения правил составления списков участников референдума, порядка формирования комиссий референдума, правил проведения агитации и финансирования кампании референдума, в случае использования членами и уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, руководителями общественных объединений преимуществ своего должностного положения в целях получения желаемого ответа на вопрос, выносимый на референдум, в случае установления фактов подкупа участников референдума этими лицами и общественными объединениями в тех же целях, в случае нарушения порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), а также в случае других нарушений законодательства о референдуме, если эти действия (бездействие) не позволяют выявить действительную волю участников референдума.

Судом установлено, что заявитель Ситко С.Ю. является зарегистрированным кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва, включенным в зарегистрированный федеральный список кандидатов политической партии «Яблоко», что подтверждается удостоверением кандидата(л.д.8).

Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ наблюдатель от политической партии «Яблоко» Ситко Д.С. был удален с избирательного участка за допущенные нарушения, в связи с тем, что он нарушил тайну голосования и мешал работе участковой избирательной комиссии (л.д.27-28). Согласно протоколу заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, напротив урн для голосования находится с 8 часов 00 минут наблюдатель Ситко Д.С.; на замечания, а также вынесенное предупреждение не реагирует. Поступила жалоба от избирателя Ш.. (л.д.5).

Из материалов дела следует, что до удаления Ситко Д.С. от наблюдателя Г., поступила жалоба о нарушении Ситко Д.С. тайны голосования (л.д.23 ).

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Г. суду пояснила, что она в день голосования участвовала в голосовании как избиратель. Ситко Д.С. находился в непосредственной близи от урны для голосования, при этом имел возможность наблюдать за волеизъявлением граждан, которые опускали бюллетени для голосования в урну. По этой причине, к данной урне для голосования люди перестали подходить и стали подходить к другим урнам, о чем она сделала замечание Ситко Д.С.. Не доверять показаниям свидетеля Г. у суда оснований не имеется.

По данному поводу решением участковой избирательной комиссии Ситко Д.С. был предупрежден о недопущении нарушения тайны голосования (л.д. 25).

Из письменных материалов дела следует, в последствии на действия наблюдателя Ситко Д.С. также поступила жалоба от избирателя Ш., из которой следует, что наблюдатель Ситко Д.С. громко говорил о каких-то дополнительных списках наблюдателю Я., что создавало нездоровую обстановку на участке (л.д. 26). Данное обстоятельство также подтверждала свидетель С..

Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ наблюдатель от политической партии «Яблоко» Ситко Д.С. был удален с избирательного участка. Из решения участковой избирательной комиссии следует, что Ситко Д.С. мешал работе комиссии и нарушал тайну голосования.

Суд приходит к выводу о том, что решение участковой избирательной комиссии избирательного участка от ДД.ММ.ГГГГ об удалении Ситко Д.С. с избирательного участка вынесено в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства, в пределах компетенции участковой избирательной комиссии, поэтому оснований для его отмены не имеется.

В ходе судебного разбирательства заявителем не приведены доказательства, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования, также как и не представлены допустимые доказательства, подтверждающие допущенные участковой избирательной комиссией нарушения закона, которые могут являться основаниями для отмены итогов голосования и которые не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Голосование избирателей на избирательном участке , подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования осуществлялось участковой избирательной комиссией в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В ходе голосования при подсчете голосов присутствовали наблюдатели других политических партий, члены избирательной комиссии с правом решающего и совещательного голоса, от которых не поступили жалобы по итогам голосования.

Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку , переданный участковой избирательной комиссией в Территориальную избирательную комиссию Авиастроительного района города Казани, в соответствии с п. 27 ст. 68 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» подписан членами участковой избирательной комиссии и соответствует всем требованиям закона, предъявляемым к оформлению протокола об итогах выборов (л.д. 29-30).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и статьи 92 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина А.М. Траспова» разъяснено, что при оценке выраженной на выборах воли избирателей на предмет ее действительности суды должны ориентироваться прежде всего на обеспечение реальных условий для подлинного свободного волеизъявления избирателей в ходе выборов, а не на простую формальную проверку характеристик подлинности бюллетеней, правильности голосования и его количественных итогов. Отмена результатов выборов возможна, когда судом будут установлены перечисленные в законе нарушения избирательного законодательства, которые привели к искажению характера выборов как свободных и подлинных выборов, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей. При этом помимо качественных характеристик, суд должен обосновать свое решение и соответствующими количественными характеристиками степени влияния допущенных нарушений на осуществленное коллективное волеизъявление на выборах. Одного перечисления большого числа допущенных нарушений законодательства на выборах недостаточно для отмены решения о результатах выборов, необходимо определение степени влияния этих нарушений на результаты выборов.

Судом не установлены нарушения действующего законодательства, являющиеся основаниями для отмены решения об итогах голосования, которые не позволили выявить действительную волю избирателей.

С учетом вышеизложенного, в удовлетворении заявления Ситко С.Ю. необходимо отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.12,56,198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Ситко С.Ю. об оспаривании действий участковой избирательной комиссии, отмене решения об итогах голосования отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 5 дней через районный суд.

Председательствующий     Куханева Г.В..