Дело № 2- 2965\11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Казань 25 ноября 2011 г. Авиастроительный районный суд г. Казани в составе: председательствующего судьи: Мустафина И.А., при секретаре судебного заседания: Сафиной Ч.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лучкина Ю.М. к ООО «УК ЖКХ Авиастроительного района г. Казани» о защите прав потребителя коммунальных услуг, У С Т А Н О В И Л: Лучкин Ю.М. обратился в суд с иском к ООО «УК ЖКХ Авиастроительного района г. Казани» в котором указал, что ответчик перестал учитывать показания электросчётчика, установленного в его квартире. Последний раз корректировка счёта за электроэнергию произведена ответчиком в ноябре 2008 года (счёт фактура за октябрь 2008 г.). Однако, истец продолжает подавать показания квартирного электросчётчика и продолжает оплачивать за потреблённую электроэнергию по этим показаниям. На свое заявление истец получил от ответчика ответ от данные изъяты за №, с которым он не согласен. Прибор учёта электроэнергии, установленный в квартире истца, ему никогда не принадлежал, его он вместе с квартирой не приватизировал в 2004 году. Просит суд защитить нарушенные права истца как потребителя коммунальных услуг, признать действия ответчика незаконными, обязать ответчика сделать перерасчёт задолженности по электроэнергии согласно показаниям прибора учёта, находящегося в квартире истца, впредь до его замены на новый за счёт ответчика. Заявитель Лучкин Ю.М. в судебном заседании поддержал свои требования. Представитель ответчика ООО «УК ЖКХ Авиастроительного района г. Казани» Донцов А.В. иск не признал и просил суд в его удовлетворении отказать. Третье лицо - представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Паймухин А.В. оставил решение вопроса на усмотрение суда. Третье лицо- представитель МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г. Казани Д.Р.Мухаметгалиева в суд не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, в соответствии с действующим законодательством. Третье лицо- представитель РОСПОТРЕБНАДЗОРА в суд не явилась, отказавшись от участия в деле. Уполномоченный по правам человека в Республике Татарстан С.Х. Сабурская в суд не явилась в своем отзыве пояснила, что «если управляющая организация отказала истцу в приеме показаний индивидуального прибора учёта электроэнергии класса точности 2,0 и выше, то такие действия являются неправомерными, если у истца установлен счётчик класса точности 2,5, то требования истца необоснованны». Третье лицо - ИКМО г. Казани в суд не явился, извещен надлежащим образом. Суд, выслушав пояснения Лучкина Ю.М., представителя ответчика и КМ РТ, тщательно исследовав материалы гражданского дела, считает необходимым в удовлетворении иска отказать. В соответствии со статьёй 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел. На основании ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Закрепленный ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом подразумевает в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции обязанность соблюдения гражданами и организациями законов в том виде, в каком они приняты законодателем. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530 утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила). Постановление опубликовано в "Российской газете" от 1 сентября 2006 г. и 8 сентября 2006 г., Собрании законодательства Российской Федерации, 2006 г., N 37, ст. 3876. Согласно пункту 140 Правил гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация или сетевая организация (в случае заключения с потребителем договора оказания услуг по передаче электрической энергии) на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключит договор на установку и (или) обслуживание его приборов учета с иным лицом. В целях выполнения указанной обязанности гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация вправе урегулировать отношения по установке приборов учета и их обслуживанию с сетевой организацией на основании договора оказания услуг по передаче электрической энергии или договора оказания услуг по установке и обслуживанию приборов учета. В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (часть 1); договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии (часть 2); к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным названным Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3). Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ установлено, что до 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу названного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии (часть 5); собственники приборов учета используемых энергетических ресурсов обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену (часть 7); с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями указанной статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки (часть 9). Из приведенных законоположений следует, что собственники жилых домов, помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой электрической энергии, собственники приборов учета обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность, своевременную замену на основании возмездного договора. Пункт 140 Правил, обязывающий энергосбытовую организацию на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивать за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (поверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, согласуется с приведенными положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ. В соответствии с Порядком заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденного Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 7 апреля 2010 г. N 149, такой договор заключается между организацией, которая осуществляет снабжение энергетическим ресурсом, и обратившимся к исполнителю с предложением заключить договор собственником (физическое или юридическое лицо, либо уполномоченное им лицо) здания, строения, сооружения, помещения в многоквартирном доме, иного объекта, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы (пункт 3). В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 539 ГК РФ "по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии". Энергоснабжающая организация должна обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность приборов учета потребления энергии в ситуации, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 2 ст. 543 ГК РФ). При этом закон не закрепляет обязанности энергоснабжающей организации производить ремонт или замену неисправных приборов учета за свой счет. Напротив, в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Следовательно, оплату стоимости ремонта или замены прибора учета (в том числе стоимость самого прибора учета) должен осуществлять собственник неисправного прибора учета (данное правило применимо во всех случаях, кроме приведенных ниже). Согласно ст. 153 ЖК РФ граждане, являющиеся нанимателями жилого помещения по договору социального найма и по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, арендаторами жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, членами жилищного кооператива, собственниками жилого помещения, обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Исходя из ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает, в частности, плату за содержание и ремонт жилого помещения, которая, в свою очередь, включает представление услуг и работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а для собственников помещений - и капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома. Как следует из Приказа Минрегиона РФ от 02.09.2010 N 394 "Об утверждении Примерной формы перечня мероприятий для многоквартирного дома (группы многоквартирных домов) как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению и повышению эффективности использования энергетических ресурсов", установка индивидуального прибора системы учета электрической энергии производится за счет средств собственника жилья (нанимателя) на основании договора со специализированной организацией. И только лишь установка коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии осуществляется за счет средств платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, к внутридомовым инженерным сетям относятся инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома или в жилом доме. Обслуживание внутридомовых инженерных систем - обязанность организаций, предоставляющих коммунальные услуги (п. 3 Правил), а именно управляющей организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иного специализированного потребительского кооператива (самостоятельно или с привлечением других лиц). Если же многоквартирным домом управляют непосредственно собственники помещений - иной организации, привлекаемой по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов. Если договором с ресурсоснабжающей организацией (энергосбытовой) не предусмотрено иное (п. п. 3, 7, подп. "г" п. 49 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307), то обслуживание внутридомовых инженерных систем является обязанностью указанных собственников. Расходы на обслуживание и ремонт приборов учета электроэнергии, расположенных в помещениях многоквартирного дома и в жилом доме, несет организация, отвечающая за обслуживание внутридомовых инженерных систем (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК, ЖК и др.), или организация, обслуживающая внутридомовые инженерные сети на основании договора с собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов, или названные собственники самостоятельно, если договором энергоснабжения не оговорено иное. Перестановка, замена, а также изменение схем включения средств учета производятся с согласия энергоснабжающей организации" (п. 4.7 Правил учета электрической энергии, зарегистрированных в Минюсте России 24.10.96 N 1182). Согласно Правилам функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 N 530, владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность и обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения, если иное не установлено соответствующим договором. Пункт 140 Правил гласит: "...гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация на основании соответствующих договоров с гражданами-потребителями обеспечивает за их счет установку, замену в случае выхода из строя, утраты или истечения срока эксплуатации, а также обслуживание (проверку, калибровку, замену) приборов учета, находящихся в собственности граждан-потребителей, если гражданин-потребитель не заключил договор на установку, обслуживание его прибора учета с иным лицом". Приведенные нормы действуют, если квартира находится в собственности. Если же она находится в муниципальной или ведомственной собственности, то и замену счетчика электроэнергии в ней должен осуществлять муниципалитет (ведомство), на балансе которого состоит жилой дом. В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 индивидуальные (квартирные) приборы учета электрической энергии не входят в состав общедомового имущества. В пункте 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда указано, что обслуживающими организациями они не обслуживаются. В связи с чем замена, установка и опломбировка приборов учета электроэнергии производится за счет средств жильцов. Если управляющая компания (далее - УК) претендует на право замены приборов учета электроэнергии, нужно изучить договор, заключенный между жильцами и УК дома. В договоре прописано, какие именно работы и в каком объеме обязуется выполнять УК. Договор между жильцами и УК определяет, обязуется ли ремонтировать и осуществлять замену счетчика электроэнергии на лестничной площадке УК за счет тех денег, которые собирает с жильцов. Лучкин Ю.М. в суде пояснил, что живет в своей квартире с 1967 года, в 2004 году он приватизировал квартиру и является в настоящее время собственником квартиры. Электросчётчик у него стоит с момента заселения, 1965 года выпуска, собственником электросчётчика класса точности 2,5 не является. Приказом от 15.03.2005 года №53-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии МПЭ РФ утвержден национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52322-2005 « Аппаратура для измерения электрической энергии переменного тока. Статические счётчики активной энергии классов точности 1 и 2». Статические счётчики активной энергии (классы точности 1 и 2)», с датой введения в действие с 1.07.2005 года, в части счётчиков, разработанных до 1.07.2005 года, - с 1.07.2006 года. Приборы учёта электрической энергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации, в связи, с чем исключены из государственного реестра средств измерений. Использование прибора учёта электрической энергии с точность. Ниже 2,0 фактически равнозначно отсутствию прибора учёта. Поэтому расчёт платы в таких случаях производится, в силу прямого нормативного указания, исходя из нормативов предоставления коммунальных услуг. Таким образом, доводы истца, по мнению суда, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат по изложенным выше мотивам. На основании выше изложенного и руководствуясь статьями 12, 56, 194 - 199, Гражданского Процессуального Кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Лучкина Ю.М. к ООО «УК ЖКХ Авиастроительного района г. Казани» о защите прав потребителя коммунальных услуг отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в течение десяти дней со дня составления мотивированного решения через Авиастроительный районный суд г. Казани Республики Татарстан. Председательствующий И.А.Мустафин Мотивированное решение составлено 28 ноября 2011 г. в 12 часов 30 минут.