Признание права собственности на самовольный пристрой



                                                                                                                           дело № 2-310/12

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

                                                                                       

17 января 2012 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре судебного заседания Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Зайцевой Р.Г. к муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на самовольное строение,

у с т а н о в и л:

Зайцева Р.Г. обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г. Казани» и ИКМО г. Казани о признании права собственности на самовольное строение, указав, что в 1945 году её отцу <данные изъяты>., умершему ДД.ММ.ГГГГ, был выделен земельный участок, на котором он построил жилой дом общей площадью 74,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Указанный дом состоит из литеров «А, А1, А2 и надворных построек «Г, Г1, Г2, Г3, Г5. После смерти отца в судебном порядке истице в собственность в литере «А» определена комната № 1 площадью 23,7 кв.м. и комната № 2 площадью 11,2 кв.м.. В 2008 году она возвела к дому кирпичный пристрой под литером «А3» площадью 15,7 кв.м.. В 2009 году в судебном порядке истице в пользование предоставлен земельный участок № 1 площадью 472,17 кв.м. Право собственности на пристрой под литером «А3» в установленном законом порядке не зарегистрирован. Однако с момента возведения постройки и по настоящее время она владеет и пользуется им как собственник, оплачивает все необходимые платежи. Просит признать за собой право собственности на пристрой под литером «А3» общей площадью 15,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истица поддержала исковые требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.     

Третьи лица Аханова В.П. и Зайцев В.П. в судебном заседании исковые требования поддержали, подтвердив, что пристрой под литером «А3» был возведен на личные средства и собственными силами истицы.

Представитель ответчика МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г. Казани» в судебное заседание не явился. Представил отзыв на исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 67-68).

Представитель ответчика ИКМО г. Казани в суд не явился. Извещен, в деле имеется уведомление (л.д. 66). С учетом мнения участников судебного разбирательства суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся ответчиков.

Выслушав доводы истицы, третьих лиц,      изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 222 ГК РФ,

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Абзац утратил силу с 1 сентября 2006 года. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Установлено, что истица является собственником 5/12 доли жилого <адрес> в порядке наследования. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке (л.д. 14).

Указанный жилой дом был построен в 1946 году её отцом <данные изъяты>., умершим ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15, 16, 17), на земельном участке, предоставленном ему в 1945 году районным отделом коммунального хозяйства Ленинского райсовета под строительство дома (л.д. 60-61).

Вступившим в законную силу определением Авиастроительного районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ в собственность истицы в литере «А» определена комната площадью 23,7 кв.м. и комната площадью 11,2 кв.м. указанного домовладения (л.д. 13).

В 2008 году на личные средства и собственными силами истица возвела к жилому дому пристрой площадью 15,7 кв.м., обозначенный в техническом паспорте под литром «А3» (л.д. 30-39).

Вступившим в законную силу решением Авиастроительного районного суда г. Казани от ДД.ММ.ГГГГ истице в пользование предоставлен земельный участок площадью 472,17 кв.м. части жилого дома, относящегося к квартире (л.д. 41-42).

        С момента возведения пристроя и по настоящее время истица открыто владеет и пользуется им, несет бремя содержания как собственник(л.д. 62-63, 70), оплачивает все необходимые налоги и обязательные платежи (л.д. 64).

По жилому дому и надворным постройкам по адресу: <адрес> имеются согласования с Отделом Государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), Центром содействия обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18).

Заведено землеустроительное дело (л.д. 20-50). Нарушений прав и законных интересов собственников, землевладельцев сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости, не установлено, что подтверждается актом согласования границ земельного участка (л.д. 46).

Кроме того, границы земельного участка согласованы с отделом дежурного плана красных линий (л.д. 49 - оборотная сторона).

Поскольку спорные правоотношения возникли в период действия п. 3 ст. 222 ГК РФ, то изменение законодательства не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска. А в соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не могут иметь обратной силы.

Более того, требований о сносе самовольной постройки не заявлено, право собственности на пристрой никем не оспаривается, земля является свободной от прав на нее физических и юридических лиц. Данных о том, что сохранение самовольной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозы жизни здоровью людей судом не установлено.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Зайцевой Р.Г. право собственности на пристрой под литром «А3» площадью 15, 7 (пятнадцать целых и семь десятых) кв.м. в домовладении <адрес>

Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

.

.

Судья:                                                                              А.Х.Закирова.