о признании деятельности незаконной



Дело № 2-3349/11

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Казань                                                                           26 декабря 2011 года

Авиастроительный районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи      Т.Т. Рамазанова

при секретаре                  Н.В. Закирьзяновой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора Авиастроительного района г. Казани о признании деятельности муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 366 с татарским языком воспитания и обучения» Авиастроительного района г. Казани (далее МАДОУ «Детский сад № 366») незаконной и возложении обязанности приостановить незаконную деятельность в отсутствии лицензии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском в приведенной формулировке.

В обоснование исковых требований указал, что прокурорской проверкой установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ МАДОУ «Детский сад № 353» осуществляет образовательную деятельность без специального разрешения, поскольку срок действия предыдущей лицензии на ведение образовательной деятельности, выданной ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки РТ, истек ДД.ММ.ГГГГ.

Прокурор Авиастроительного района г. Казани просит признать незаконной деятельность МАДОУ «Детский сад № 366» и обязать его приостановить незаконную образовательную деятельность в отсутствии лицензии.

Прокурор в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика - заведующая МАДОУ «Детский сад № 366» Зайдуллина Э.И. иск признала частично.

Представитель третьего лица МУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» в судебное заедание не явился, надлежащим образом извещен.

Выслушав представителя ответчика, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из подпункта 105 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности следует, что образовательная деятельность по образовательным программам подлежит лицензированию.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ N 3266-1:

1. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

2. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам.

3. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации.

4. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

Согласно пункту 14 данной статьи для получения лицензии лицензиат представляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, к которому прилагаются документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности и Положением о лицензировании образовательной деятельности.

В силу пункта 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензирование образовательной деятельности организаций осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - лицензирующие органы), в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных статьей 33.1 Закона Российской Федерации «Об образовании» и настоящим Положением.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - лицензирующий орган субъекта Российской Федерации), осуществляет лицензирование образовательной деятельности организаций, указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 28.1 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В соответствии пунктом 1.3 Устава МАДОУ «Детский сад № 353» учредителем детского сада является муниципальное образование г. Казани в лице Комитета земельных и имущественных отношений исполнительного комитета г. Казани (л.д. 9-21).

Согласно пункту 1.6 Устава право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у детского сада с момента выдачи ему лицензии на образовательную деятельность.

Судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ МАДОУ «Детский сад № 366» осуществляет образовательную деятельность без специального разрешения, поскольку срок действия предыдущей лицензии на ведение образовательной деятельности, выданной ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки РТ, истек ДД.ММ.ГГГГ. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами: лицензией (л.д. 4), письменным объяснением заведующей детским садом Зайдуллиной Э.И. (л.д. 5), свидетельством о внесении записи с Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 8), Уставом детского учреждения (л.д. 9-31).

Осуществление деятельности без лицензии нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц - получателей услуг детского сада в сфере дошкольного образования.

При таких обстоятельствах деятельность МАДОУ «Детский сад № 366» должна быть признана незаконной.

Вместе с тем, суд считает, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности приостановить незаконную деятельность в отсутствии лицензии удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 1065 ГК РФ суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам.

Как следует из материалов дела, на сегодняшний день единственной причиной, по которой МАДОУ «Детский сад № 366» отказано в получении лицензии, является отсутствие согласования Роспотребнадзора, поскольку необходимо отремонтировать крышу и положить асфальт.

Однако, как следует из показаний заведующей детским садом Зайдуллиной Э.И., крыша здания действительно протекает, но эти участки незначительны и имеются только в коридоре и лестничных площадках в виде следов подтеков. Дети там находятся очень непродолжительные промежутки времени, и поэтому их здоровью данные недостатки причинить вред не могут.

Что касается нового асфальта, то устранить этот недостаток в зимний период невозможно.

Кроме того, и ремонт крыши, и укладка нового асфальта требует серьезных финансовых средств, которыми МАДОУ «Детский сад № 366» не обладает. Но согласно письму Управления образования ИК МО г. Казани детское образовательное учреждение включено в программу текущего ремонта на 2012 год и указанные недостатки будут устранены в ходе капитального ремонта детского учреждения.

В случае приостановления деятельности МАДОУ «Детский сад № 366» с учетом острейшего дефицита мест в детских учреждениях города родители 139 детей, посещающих детское учреждение, будут вынуждены отказаться от трудовой деятельности, чтобы присматривать за детьми дома.

Поэтому суд, принимая во внимание социальную значимость функционирования детского учреждения, считает, что она необходима для определенной части граждан, которые на сегодняшний день обойтись без нее не могут.

Таким образом, с учетом соотношения указанных нарушений санитарно-эпидемиологических требований и общественных интересов, исходя из целей и задач деятельности детского образовательного учреждения по содержанию и обучению детей, приостановление деятельности МАДОУ «Детский сад № 366» не соответствует требованиям статьи 1065 ГК РФ.

Вместе с тем, в случае неустранения МАДОУ «Детский сад № 366» указанных недостатков и неполучения лицензии в разумные сроки требованиям о приостановлении деятельности прокурором могут быть предъявлены в рамках административного производства.

В соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

На основании выше изложенного и, руководствуясь статьями 56, 198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Авиастроительного района г. Казани удовлетворить.

Признать образовательную деятельность муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 366» с татарским языком воспитания и обучения» Авиастроительного района г. Казани незаконной.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 366 с татарским языком воспитания и обучения» в доход государства государственную пошлину в размере 4 000 рублей.               

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение десяти дней через Авиастроительный районный суд города Казани.

Председательствующий                                       Т.Т. Рамазанов