Признание права собственности на самовольное строение



                                                                                                                           дело № 2-422/12

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

                                                                                       

14 февраля 2012 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре судебного заседания Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Гайфуллиной Р.Г. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о признании права собственности на самовольное строение,

у с т а н о в и л:

Гайфуллина Р.Г. обратилась в суд с иском к МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г. Казани» и ИКМО г. Казани о признании права собственности на самовольное строение, указав, что в 1964 году она приобрела земельный участок площадью 498, 6 кв.м. и жилой дом площадью 38,1 кв.м. по адресу: <адрес>. В 1984 году участок огорожен забором, в 1999 году на участке построена кирпичная баня, в 2008 году - уборная. Свыше 47 лет она открыто владеет и пользуется домовладением, производит оплату налогов и обязательных платежей. Однако право собственности на жилой дом в установленном законом порядке не зарегистрировано. Просит признать за собой право собственности на жилой дом площадью 55,3 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г. Казани» исключено из числа ответчиков и привлечено к участию в деле в качестве третьего лица (л.д. 28).

В судебном заседании истица и её представитель уточнили требования: просят признать за истицей право собственности на жилой дом площадью 55,3 кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>. Поддержали       изложенные в заявлении обстоятельства.     

Третье лицо Гайфуллин Н.М. в судебное заседание не явился. На предыдущем судебном заседании исковые требования поддержал, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 28).       

Представитель ответчика ИКМО <адрес>, действующая также в интересах третьего лица МКУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г. Казани» в судебном заседании с иском не согласилась.

Выслушав доводы истицы, представителей истца, ответчика и третьего лица,      изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 222 ГК РФ,

1. Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

2. Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

3. Абзац утратил силу с 1 сентября 2006 года. - Федеральный закон от 30.06.2006 N 93-ФЗ.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.

Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено, что в 1964 году истица приобрела земельный участок площадью 498, 6 кв.м. и жилой дом площадью 38,1 кв.м. по адресу: <адрес>. В 1984 году участок был огорожен забором, в 1999 году на участке построена кирпичная баня, в 2008 году - уборная. Указанные обстоятельства подтверждаются техническим паспортом домовладения (л.д. 15-18). Строения возведены на личные средства и собственными силами истицы и в соответствии с материалами дела являются самовольной постройкой (л.д. 10, 48).

На протяжении 47 лет истица открыто, постоянно и непрерывно пользуется домовладением, осуществляет бремя его содержания, как собственник (л.д. 20-21), ранее в доме временную регистрацию по указанному домовладению имела мать истицы (л.д. 49-51).

По жилому дому и надворным постройкам имеются согласования с Отделом Государственного пожарного надзора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8), с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РТ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9). Согласно градостроительному заключению от ДД.ММ.ГГГГ разрешено формирование земельного участка площадью 478 кв.м. по вышеуказанному адресу (л.д. 11).

Заведено землеустроительное дело (л.д. 30-47). Нарушений прав и законных интересов собственников, землевладельцев сопредельных земельных участков и иных объектов недвижимости, не установлено, что подтверждается актом согласования границ (л.д. 39).

Поскольку спорные правоотношения возникли в период действия п. 3 ст. 222 ГК РФ, то изменение законодательства не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска. А в соответствии с ч.2 ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не могут иметь обратной силы.

Более того, требований о сносе самовольной постройки не заявлено, право собственности на домовладение никем не оспаривается, земля является свободной от прав на нее физических и юридических лиц. Данных о том, что сохранение самовольной постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и создает угрозы жизни здоровью людей судом не установлено.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Гайфуллиной Р.Г. право собственности на     жилой дом общей площадью 55,3 (пятьдесят пять целых и три десятых) кв.м., расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>).

Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                                                А.Х.Закирова.