Дело № 2-196/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г.Казань 16 февраля 2012 года Авиастроительный районный суд г. Казани в составе председательствующего при секретаре Ауловой Л.Ф. Емелиной С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низамеева ФИО4 к государственному учреждению «Специальное управление ФПС № МЧС России», МЧС России и ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» о признании незаконным решения о снятии с регистрационного учета и исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в сводный список граждан, желающих получить жилищный сертификат, У С Т А Н О В И Л: Истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчикам. В обоснование исковых требований указал, что протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» принято решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ решение отменено, документы возвращены истцу. Решением Авиастроительного районного суда г.Казани от 15 августа 2011 года за истцом признано право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». Истец нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право быть восстановленным в списке очередников на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Снятие истца с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ является незаконным. Просит признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ «Специальное управление ФПС № 35 МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца с регистрационного учета и исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, обязать данное лицо восстановить истца в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с ДД.ММ.ГГГГ и включить истца в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2012 году. В судебном заседании истец исковые требования уточнил. Просит также обязать МЧС России выдать истцу жилищный сертификат, в остальной части иск поддерживает. Представитель ответчика ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в судебном заседании исковые требования не признает. Представители ответчиков МЧС России и ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» в судебное заседание не явились, извещены. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд полагает следующее. Согласно ст.61 ГПК России обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. В соответствии с п.3 ст.10 ГК России в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. В постановлении Правительства России от 17 декабря 2010 года № 1050 указано, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». В соответствии с пунктом 5, подпункта а, параграфом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В силу п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба). В судебном заседании установлено, что истец работал в должности старшего респираторщика пожарной части № ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ вышел на пенсию по выслуге лет. Является собственником 1/3 доли <адрес> общей площадью № кв.м. Следовательно, общая площадь квартиры, которая приходится на истица составляет 11,6 кв.м. - менее учетной нормы для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Согласно выписке из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ № жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» приняла решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ решение комиссии было отменено, документы истцу были возвращены. В письме от ДД.ММ.ГГГГ, исходящим от начальника ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», истцу сообщено, что постановка его на учет производится органами местного самоуправления, жилищная комиссия учреждения не имела права признавать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу разъяснения Департамента пожарно-спасательных сил от ДД.ММ.ГГГГ №. В письме от ДД.ММ.ГГГГ, исходящим от начальника ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», истцу также сообщено, что постановка на учет производится органами местного самоуправления, истец военнослужащим не является. В связи с этим учреждение не может рассматривать вопрос о признании истца участником федеральной целевой программы «Жилище». МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» письмом от ДД.ММ.ГГГГ также отказало истцу в постановку на учет, пояснив, что истец является военнослужащим, и постановку на учет в данном случае осуществляют федеральные органы исполнительной власти. Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что постановку на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должны производить органы местного самоуправления. В п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, на которое ссылается представитель ответчика, после слов «военная служба» предусмотрено слово «служба». Следовательно, постановку на учет производят федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена как военная служба так и государственная служба при условии, что должность работника предусмотрена в п.5 указанного постановления. Согласно пункту 5 раздела V Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в составе МЧС России имеются войска гражданской обороны и федеральная противопожарная служба, в которых предусмотрена военная служба. В государственную противопожарную службы входят сотрудники, которые не несут военную службу, одна по уровню социальных гарантий приравнены к лицам, несущим военную службу. Суд полагает необходимым применить по аналогии п.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие обеспечиваются жилым помещением за счет средств федерального бюджета и ставятся на учет федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, суд принимает во внимание, что жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» ранее признала истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, включила в состав участников подпрограммы. Действия Управления по отмене ранее принятых им решений не должны носить произвольного характера, ущемлять права граждан - работников. У суда отсутствуют основания полагать, что впоследствии отмененное решение жилищной комиссии, принятое в отношении истца, противоречит закону. Довод представителя ответчика о том, что исключение истца их числа участников подпрограммы было произведено на основании письма Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для отказа в иске. В данном письме фактически указывается, что с ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления. Жилищным комиссиям при МЧС России рекомендовано проверить списки очередников, проверить их право состоять на учете. Суд полагает, что данное письмо противоречит действующему законодательству о социальных гарантиях сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, не имеет общеобязательной силы закона, нормативным правовым актом не является. В связи с этим действия жилищной комиссии по исключению истца из числа участников подпрограммы, основанные на данном письме, не могут быть признаны правомерными. Данное письмо не может быть признано в качестве основания для отказа в иске о признании права на участие в подпрограмме. Решением Авиастроительного районного суда г.Казани от 15 августа 2011 года за истцом признано право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». Данное решение суда вступило в законную силу. В решении суда указано, что действия жилищной комиссии по исключении истца из числа участников подпрограммы не могут быть признаны правомерными. В судебном заседании представитель ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» не представил иных доводов, подтверждающих законность исключения истца из числа участников подпрограммы и не рассмотренных судом по ранее разрешенному гражданскому делу с участием тех же сторон. Доводы представителя ответчика ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» о том, что в связи с изменением нормативных правовых актов в настоящее время постановку на учет нуждающихся граждан осуществляет ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» не являются основанием для отказа в иске. Первоначально истец был принят на учет жилищной комиссией ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», данной комиссии он исключен из числа участников подпрограммы. Суд полагает необходимым восстановить истца в числе участников подпрограммы с даты первоначальной постановки - ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, обязанность по постановке на учет в рассматриваемом случае должна быть возложена на ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России». Суд полагает необходимым удовлетворить требования о признании незаконным решения жилищной комиссии ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из числа участников подпрограммы и обязать данное учреждение восстановить истца в списке участников с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку истец восстанавливается в списке участников подпрограммы, право на участие в ней признано за истцом вступившим в законную силу решением суда, удовлетворению подлежит и требование о включении истца в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2012 году. Требование о выдаче жилищного сертификата также подлежит удовлетворению. Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, что жилищный сертификат выдается МЧС России. Руководствуясь ст.ст. 14, 56, 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Низамеева ФИО5 к государственному учреждению «Специальное управление ФПС № МЧС России», МЧС России и ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» о признании незаконным решения о снятии с регистрационного учета и исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в сводный список граждан, желающих получить жилищный сертификат удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Низамеева ФИО6 с регистрационного учета и исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан. Обязать жилищную комиссию ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» восстановить Низамеева ФИО7 в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с ДД.ММ.ГГГГ. Обязать жилищную комиссию ГУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» включить Низамеева ФИО8 в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2012 году. Обязать МЧС России выдать Низамееву ФИО9 жилищный сертификат. Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца через Авиастроительный районный суд г.Казани. Председательствующий: Аулова Л.Ф.