восстановление в списке лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий



                                                                                        Дело № 2-196/12

                                          

                                           Р Е Ш Е Н И Е

                      Именем Российской Федерации

г.Казань                                                                                  16 февраля 2012 года

Авиастроительный районный суд г. Казани в составе председательствующего

при секретаре

Ауловой Л.Ф.        

Емелиной С.А.,

         

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Низамеева ФИО4 к государственному учреждению «Специальное управление ФПС МЧС России», МЧС России и ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» о признании незаконным решения о снятии с регистрационного учета и исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в сводный список граждан, желающих получить жилищный сертификат,

                                      У С Т А Н О В И Л:

         Истец обратился в суд с вышеуказанными исковыми требованиями к ответчикам. В обоснование исковых требований указал, что протоколом от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» принято решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Протоколом заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ решение отменено, документы возвращены истцу. Решением Авиастроительного районного суда г.Казани от 15 августа 2011 года за истцом признано право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». Истец нуждается в улучшении жилищных условий и имеет право быть восстановленным в списке очередников на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Снятие истца с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

Просит признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ «Специальное управление ФПС № 35 МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии истца с регистрационного учета и исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, обязать данное лицо восстановить истца в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с ДД.ММ.ГГГГ и включить истца в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2012 году.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил. Просит также обязать МЧС России выдать истцу жилищный сертификат, в остальной части иск поддерживает.

Представитель ответчика ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» в судебном заседании исковые требования не признает.

Представители ответчиков МЧС России и ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» в судебное заседание не явились, извещены. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав письменные материалы дела, суд полагает следующее.

Согласно ст.61 ГПК России обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

В соответствии с п.3 ст.10 ГК России в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В постановлении Правительства России от 17 декабря 2010 года № 1050 указано, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».

В соответствии с пунктом 5, подпункта а, параграфом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации:

сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счёт средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

В силу п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

В судебном заседании установлено, что истец работал в должности старшего респираторщика пожарной части ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ вышел на пенсию по выслуге лет. Является собственником 1/3 доли <адрес> общей площадью кв.м. Следовательно, общая площадь квартиры, которая приходится на истица составляет 11,6 кв.м. - менее учетной нормы для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Согласно выписке из протокола заседания от ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» приняла решение о постановке истца на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ решение комиссии было отменено, документы истцу были возвращены.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ, исходящим от начальника ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России», истцу сообщено, что постановка его на учет производится органами местного самоуправления, жилищная комиссия учреждения не имела права признавать истца нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу разъяснения Департамента пожарно-спасательных сил от ДД.ММ.ГГГГ . В письме от ДД.ММ.ГГГГ, исходящим от начальника ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России», истцу также сообщено, что постановка на учет производится органами местного самоуправления, истец военнослужащим не является. В связи с этим учреждение не может рассматривать вопрос о признании истца участником федеральной целевой программы «Жилище».

МУ «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов ИКМО г.Казани» письмом от ДД.ММ.ГГГГ также отказало истцу в постановку на учет, пояснив, что истец является военнослужащим, и постановку на учет в данном случае осуществляют федеральные органы исполнительной власти.

Суд не соглашается с доводами представителя ответчика о том, что постановку на учет истца в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий должны производить органы местного самоуправления.

В п.18 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, на которое ссылается представитель ответчика, после слов «военная служба» предусмотрено слово «служба». Следовательно, постановку на учет производят федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена как военная служба так и государственная служба при условии, что должность работника предусмотрена в п.5 указанного постановления.

Согласно пункту 5 раздела V Указа Президента РФ от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» в составе МЧС России имеются войска гражданской обороны и федеральная противопожарная служба, в которых предусмотрена военная служба.

В государственную противопожарную службы входят сотрудники, которые не несут военную службу, одна по уровню социальных гарантий приравнены к лицам, несущим военную службу.

Суд полагает необходимым применить по аналогии п.2 ст.15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которым военнослужащие обеспечиваются жилым помещением за счет средств федерального бюджета и ставятся на учет федеральными органами исполнительной власти. Кроме того, суд принимает во внимание, что жилищная комиссия ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» ранее признала истца нуждающимся в улучшении жилищных условий, включила в состав участников подпрограммы. Действия Управления по отмене ранее принятых им решений не должны носить произвольного характера, ущемлять права граждан - работников. У суда отсутствуют основания полагать, что впоследствии отмененное решение жилищной комиссии, принятое в отношении истца, противоречит закону.

Довод представителя ответчика о том, что исключение истца их числа участников подпрограммы было произведено на основании письма Департамента пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для отказа в иске. В данном письме фактически указывается, что с ДД.ММ.ГГГГ сотрудники Государственной противопожарной службы МЧС России принимаются на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий органами местного самоуправления. Жилищным комиссиям при МЧС России рекомендовано проверить списки очередников, проверить их право состоять на учете.

Суд полагает, что данное письмо противоречит действующему законодательству о социальных гарантиях сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России, Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , не имеет общеобязательной силы закона, нормативным правовым актом не является. В связи с этим действия жилищной комиссии по исключению истца из числа участников подпрограммы, основанные на данном письме, не могут быть признаны правомерными. Данное письмо не может быть признано в качестве основания для отказа в иске о признании права на участие в подпрограмме.

Решением Авиастроительного районного суда г.Казани от 15 августа 2011 года за истцом признано право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». Данное решение суда вступило в законную силу.

В решении суда указано, что действия жилищной комиссии по исключении истца из числа участников подпрограммы не могут быть признаны правомерными. В судебном заседании представитель ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» не представил иных доводов, подтверждающих законность исключения истца из числа участников подпрограммы и не рассмотренных судом по ранее разрешенному гражданскому делу с участием тех же сторон.

Доводы представителя ответчика ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» о том, что в связи с изменением нормативных правовых актов в настоящее время постановку на учет нуждающихся граждан осуществляет ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» не являются основанием для отказа в иске. Первоначально истец был принят на учет жилищной комиссией ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России», данной комиссии он исключен из числа участников подпрограммы. Суд полагает необходимым восстановить истца в числе участников подпрограммы с даты первоначальной постановки - ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, обязанность по постановке на учет в рассматриваемом случае должна быть возложена на ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России».

Суд полагает необходимым удовлетворить требования о признании незаконным решения жилищной комиссии ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ об исключении истца из числа участников подпрограммы и обязать данное учреждение восстановить истца в списке участников с ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку истец восстанавливается в списке участников подпрограммы, право на участие в ней признано за истцом вступившим в законную силу решением суда, удовлетворению подлежит и требование о включении истца в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2012 году.

Требование о выдаче жилищного сертификата также подлежит удовлетворению. Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, что жилищный сертификат выдается МЧС России.     

Руководствуясь ст.ст. 14, 56, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

       Исковые требования Низамеева ФИО5 к государственному учреждению «Специальное управление ФПС МЧС России», МЧС России и ФГУ «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» о признании незаконным решения о снятии с регистрационного учета и исключения из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности восстановить в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий и включении в сводный список граждан, желающих получить жилищный сертификат удовлетворить.

       Признать незаконным решение жилищной комиссии ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Низамеева ФИО6 с регистрационного учета и исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан.

Обязать жилищную комиссию ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» восстановить Низамеева ФИО7 в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать жилищную комиссию ГУ «Специальное управление ФПС МЧС России» включить Низамеева ФИО8 в сводный список граждан, изъявивших желание получить жилищный сертификат в 2012 году.

Обязать МЧС России выдать Низамееву ФИО9 жилищный сертификат.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение месяца через Авиастроительный районный суд г.Казани.

       Председательствующий:      Аулова Л.Ф.