Оспаривание пункта решения об отказе в предоставлении бесплатного питания



                                              Дело № 2-894/12

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

     

05 апреля 2012 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Миникаевой Л.Г. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района города Казани об оспаривании решения,

у с т а н о в и л:

Миникаева Л.Г. обратилась в суд с иском к МОУ «Средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района г. Казани об оспаривании решения, указав, что её сын Миляшов С.Д., обучается в МОУ «Школа №33» в 7А классе. Семья истицы является многодетной (состоит из трёх детей). Истица является многодетной матерью. До конца 2010 года её сын обеспечивался бесплатным горячим питанием. Однако в 2011 года в бесплатном питании ему было отказано. Просит признать незаконным п.2 протокола №7 заседания школьной комиссии по организации питания МОУ «Школа№33» от ДД.ММ.ГГГГ, обязав ответчика предоставлять бесплатное питание её сыну, Миляшову С.Д., учащемуся 7А класса; взыскать с МОУ «Школа №33» стоимость горячего питания, уплаченного истицей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> и вернуть госпошлину в сумме <данные изъяты>.

В судебном заседании истица уточнила требования в части признания п. 3 протокола от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, в остальной части иск поддержала, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель ответчика МОУ «Школа № 33» в судебном заседании исковые требования не признала. Поддержала доводы, изложенные в возражениях относительно искового заявления (л.д. 54-57).

    Представитель третьего лица Министерства Финансов РТ в судебное заседание не явился. Извещен (л.д. 63).

    Представитель ИКМО г. Казани на предыдущем судебном заседании с иском не согласился (л.д. 58-59).

    Представитель Управления образования ИКМО г. Казани в судебном заседании с иском не согласился, подтвердив доводы представителя ответчика.       

    Выслушав пояснения истицы, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы настоящего дела и гражданского дела , заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом подразумевает в соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции обязанность соблюдения гражданами и организациями законов в том виде, в каком они приняты законодателем.

Пунктом 1 Указа Президента     Российской Федерации «О мерах социальной поддержки многодетных семей» № 431 от 05.05.1992 г. в целях проведения целенаправленной и адресной политики по усилению социальной поддержки многодетных семей в условиях либерализации цен Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга постановлено определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона. Пунктом 3 названного Указа Министерству финансов Российской Федерации предписано в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным Указом.

      Между тем, до настоящего времени на федеральном уровне такой порядок не разработан.

На основании п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).

В силу статьи 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ. Данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов.

Установлено, что истица имеет троих несовершеннолетних детей и является многодетной матерью, что подтверждается свидетельствами о рождении детей и соответствующим удостоверением (л.д. 34-38).

Сын истицы, Миляшов С.Д., обучается в МОУ «Школа № 33».

Согласно п. 3 протокола заседания школьной комиссии     от ДД.ММ.ГГГГ Миляшову С.Д. отказано в предоставлении бесплатного питания со ссылкой на Постановление ИКМО г. Казани от 28 декабря 2010 года № 11711 «Об обеспечении питанием учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений г. Казани в 2011 года», поскольку доход истицы достаточен для обеспечения прожиточного минимума её и троих её детей (л.д. 12).

Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 11711 от 28 декабря 2010 года утверждено Положение о порядке организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011 году, в соответствии с пунктом 1.1 которого горячее питание предусмотрено, в том числе, для детей из многодетных семей, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан.

Приказом отдела Управления образования Исполнительного комитета муниципального образования города Казани по Авиастроительному району от 30 декабря 2010 года во исполнение вышеназванного постановления на директоров общеобразовательных учреждений возложена обязанность организовать питание учащихся из малообеспеченных семей.

    Заявляя требование о признании п. 3 протокола заседания школьной комиссии     от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, истица фактически оспаривает решение органа государственной власти, на основании которого принято решение об отказе в предоставлении бесплатного питания сыну истицы.

      Между тем, до настоящего времени на федеральном уровне такой порядок не разработан. По смыслу приведенных выше норм следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.

    Так, согласно пункту 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан № 708 «О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей в Республике Татарстан» (в редакции постановлений от 02.09.1996 № 754, от 08.01.1997 № 1, от 03.08.1999 № 476, от 17.12.2004 № 540, от 06.12.2007 № 693) в целях усиления социальной поддержки многодетных семей в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан постановил, что в Республике Татарстан многодетными семьями являются семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Законом Республики Татарстан № 63-ЗРТ от 08.12.2004 года «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан» определены объем и виды мер социальной поддержки семьям с детьми, а также многодетным семьям. Пунктом 8 статьи 8 указанного Закона установлен исчерпывающий перечень мер социальной поддержки, оказываемой многодетным семьям, в которые обеспечение бесплатным питанием многодетным семьям не предусмотрено.

Таким образом, названным Законом социальная поддержка в виде обеспечения питанием обучающихся в общеобразовательных учреждениях несовершеннолетних детей из многодетных семей не предусмотрена.

При этом довод истицы о том, что Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года № 431 имеет прямое действие, потому должен исполняться ответчиком, нельзя признать обоснованным по следующим основаниям.

Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ, предоставивший соответствующие полномочия субъектам Российской Федерации, принят позднее Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года N 431 и по своей юридической силе имеет приоритет над ним.

В отсутствие федерального регулирования порядка и условий возмещения расходов на осуществление мер социальной поддержки многодетным семьям собственное правовое регулирование данного вопроса субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав граждан. Именно Постановлением Исполнительного комитета муниципального образования города Казани № 11711 от 28 декабря 2010 года конкретизирован порядок организации питания учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений в 2011 году, в соответствии с пунктом 1.1 которого горячее питание предусмотрено, в том числе, для детей из многодетных семей, если их среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Татарстан.

При этом суд принимает во внимание, что Указом Президента РФ от 05.05.1992 г. № 431 предусмотрено, что учащиеся общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений из многодетных семей обеспечиваются бесплатным питанием за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

Согласно Инструкции Минфина СССР от 12.06.1981 N 120 "О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним" к другим внебюджетным средствам, в частности, относятся средства, образующие фонд всеобщего обязательного обучения (фонд всеобуча) в общеобразовательных школах для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся.

      Между тем,      истица в силу положений ст. 56 ГПК РФ не представила суду доказательств того, что её семья является нуждающейся.

      Более того, вышеуказанный документ фактически утратил силу в связи с принятием Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определены особенности правового положения бюджетных учреждений, а также изданием Приказа Минфина РФ от 21.06.2001 N 46н.

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд оснований для удовлетворения заявленных требований не находит.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Миникаевой Л.Г. к муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 33 с углубленным изучением отдельных предметов» Авиастроительного района города Казани об оспаривании решения отказать.

Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                                               А.Х.Закирова.