Досрочная пенсия в связи с лечебной деятельностью



Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

                                                                                                   Дело № 2-1016/11

10 апреля 2012 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Гилазиева А.Я. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,


у с т а н о в и л :

Гилазиев А.Ю. обратился в суд с иском к УПФ РФ в Авиастроительном районе гор. Казани о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. В обоснование исковых требований указал, что решением ответчика ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. В календарном порядке ответчик включил в специальный стаж     периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата торакального отделения <данные изъяты>. Кроме этого, в специальный стаж не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача травматолога травматологического отделения <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача травматолога-ортопеда травматологического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего отделением врача-травматолога-ортопеда травматологического отделения поликлиники <данные изъяты>».       Считает отказ неправомерным.

Истец просит признать за собой право на досрочную трудовую пенсию, обязав ответчика включить в его специальный стаж вышеуказанные периоды прохождения курсов повышения квалификации, применить льготный порядок исчисления к периодам работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата торакального отделения <данные изъяты>; назначить ему досрочную трудовую пенсию с даты обращения в Пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель ответчика     иск не признала, пояснив, что в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии. Поддержала доводы, изложенные в отказном решении.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, обозрев пенсионное     дело, заслушав прения, суд приходит к следующему.

     В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей (ст. 22 и ч. 2 ст. 29).

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

           В силу п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения     пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность медицинских работников в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.

Установлено, что решением УПФР от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет (л.д. 12-14).

Из решения следует, что период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата торакального отделения <данные изъяты> включены ответчиком      в специальный истца в календарном порядке (л.д. 12).

Обращаясь к требованию истца о применении к указанным спорным периодам работы льготного порядка исчисления стажа как 1 год за один год и шесть месяцев, суд приходит к следующему.

Периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата торакального отделения <данные изъяты>     подтверждаются записями в трудовой книжке (л.д. 6-8).

        Согласно разъяснению Пленума ВС РФ по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").

      В силу п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

Пунктом 1 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", утвержден прилагаемый Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Пунктом 2 названного Постановления установлено, что исчисление сроков выслуги врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, врачам - патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, врачам - судебно - медицинским экспертам, среднему медицинскому персоналу районных, межрайонных и городских отделений бюро судебно - медицинской экспертизы, проводящим судебно - медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала - производится по следующим правилам:

один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (пункт 4 названного Постановления).

При отнесении отделений к числу хирургических применялся перечень хирургических отделений, содержащийся в п. 3.3.5.1 Приказа Минздрава России от 15 октября 1999 г. N 377, в соответствии с которым хирургическое торакальное отделение относится к отделениям хирургического профиля.

Согласно приказу по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в целях приведения в соответствие наименований структурных подразделений и должностей, предусмотренных штатным расписанием с перечнем наименований структурных подразделений, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.1999 N 1066, торакальное отделение <данные изъяты> было переименовано в отделение хирургическое торакальное (л.д. 26).

В судебном заседании истец пояснил, что как после переименования, так и до него торакальное отделение     являлось отделением хирургического профиля.     В спорные периоды работы в указанном отделении в должности медбрата торакального отделения он руководствовался в своей деятельности государственными стандартами и выполнял те же функции, что и в тот период, когда отделение стало именоваться хирургическим торакальным. Лечение больных, находящихся в указанном отделении, всегда проводилось путем оперативного вмешательства.

Доводы истца представителем ответчика не опровергнуты.     

Ссылка представителя ответчика на акт документальной проверки не соответствует фактическим обстоятельствам и опровергается пояснениями истца и имеющимися материалами дела.

При таких обстоятельствах, у суда имеются все основания для включения периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата торакального отделения <данные изъяты> в льготном порядке как один год работы за один год и шесть месяцев.

Иное толкование и применение пенсионного и трудового законодательства, регулирующего спорные правоотношения, повлекло бы ущемление конституционных прав истца на социальное обеспечение.

Из отказного также решения следует, что ответчик не включил в специальный стаж периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача травматолога травматологического отделения <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача травматолога-ортопеда травматологического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего отделением врача-травматолога-ортопеда травматологического отделения поликлиники <данные изъяты>» (л.д.14).

Периоды работы в указанных должностях и учреждениях за исключением вышеуказанных периодов включены ответчиком в специальный стаж истца (л.д. 12-13).

Между тем, суд полагает, что указанные периоды прохождения курсов повышения квалификации подлежат зачету в его специальный стаж, и исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются и периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Прохождение истцом курсов повышения квалификации в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,     с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются соответствующими свидетельствами и дипломом (л.д. 28-41).

Из уточняющих справок работодателей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанные периоды за истцом в соответствии со ст. 187 ТК РФ сохранялась средняя заработная плата и медицинский стаж (л.д. 15-16). Более того, на период учебы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал по совместительству в должности врача-травматолога ортопеда в травматологическом отделении (л.д. 15),      

       Следовательно, суд приходит к выводу об обоснованности требований о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

       Обучение на курсах повышения квалификации       необходимо в связи со спецификой работы и     носит для медицинских работников обязательный характер.

       Таким образом, на момент обращения истца в Пенсионный фонд его специальный стаж составлял 30 лет 07 месяцев 28 дней, в связи с чем у него возникло право на досрочную трудовую пенсию с момента обращения в Пенсионный фонд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

        При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования истца подлежат     удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Гилазиева А.Я. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани включить в специальный стаж Гилазиева А.Я. в льготном исчислении как 1 год за 1 год и шесть месяцев периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата торакального отделения <данные изъяты>; в календарном порядке в специальный стаж включить периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача травматолога травматологического отделения <данные изъяты>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача травматолога-ортопеда травматологического отделения, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего отделением врача-травматолога-ортопеда травматологического отделения поликлиники <данные изъяты>».              

        Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани назначить Гилазиеву А.Я. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

Апелляционная жалоба может быть подана в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                               А.Х. Закирова.