Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Дело № 2-1022/11
10 мая 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Закировой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Камаловой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Леонтьевой О.Н. в интересах Максимовой Р.И. к муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании права на получение жилого помещения и возложении обязанности обеспечения жильём как вдову участника Великой Отечественной войны,
у с т а н о в и л:
Леонтьева О.Н., являющаяся опекуном Максимовой Р.И., обратилась в суд с иском к ответчику о признании права на получение жилого помещения и возложении обязанности обеспечения жильём как вдову участника Великой Отечественной войны, указав, что Максимова Р.И. является вдовой участника ВОВ.
Представитель истца Леонтьева О.Н. требования в судебном заседании поддержала в полном объёме, уточнив заявленные требования, просила признать право Максимовой Р.И. на получение жилого помещения, возложив обязанность постановки на учёт для улучшения жилищных условий как вдову участника ВОВ. При этом суду пояснила, что Максимова Р.И. является собственником дома и земельного участка № по <адрес>. В указанном доме проживают четверо. Кроме того, прописана и дальняя родственница, которая фактически не проживает, лишь состоит на регистрационном учете. Дом - старый, на 24 сентября 2010 года износ дома составляет 67% износа. Считает, что её мать, Максимова Р.И., имеет право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Представитель ответчика Мухаметгалиева Д.Р. требования не признала, пояснив, что Максимовой Р.И. принадлежит на праве собственности земельный участок и расположенный на нем жилой дом общей площадью 61,6 кв.м., на одного члена семьи приходится 15,4 кв.м., что превышает учетную норму. Кроме того, с выходом на место 06 мая 2011 года был составлен акт жилищно-бытовых условиях Максимовой Р.И. Дом состоит из пяти комнат, в том числе кухня. В доме есть электроснабжение, холодное водоснабжение. Дом газифицирован, установлен газовый котел. Дом обшит досками. В 2010 году своими силами произведен ремонт кровли. Состояние дома - удовлетворительное. Решения местного исполнительного органа о признании дома непригодным для проживания не имеется. Опекун истца с заявлением в администрации о признании дома непригодным для проживания не обращался.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему.
Согласно части 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
На основании п.4 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» инвалидам войны предоставляются следующие меры социальной поддержки:
4) 4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии со ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах»
1. Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
2. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Как усматривается из материалов дела, Максимова Р.И. является вдовой умершего участника Великовой Отечественной войны Максимова Н.А. (л.д.32).
На праве собственности ей принадлежат земельный участок и жилой дом <адрес>, где Максимова Р.И. постоянно проживает. Общая площадь дома в соответствии с техническим паспортом составляет 61,6 кв.м., в том числе жилая площадь - 42,5 кв.м. (л.д.53-54).
В доме помимо Максимовой Р.И. проживают её дочь, Леонтьева О.Н., внучка и зять (л.д.55).
Как пояснила Леонтьева О.Н., Мухутдинова З.Р., являясь дальней родственницей, лишь состоит на регистрационном учете, но не проживает.
Решением Казанской городской Думы от 01 ноября 2006 года за № 10-13 установлена учётная норма (минимальный размер площади жилого помещения, определяющий уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения, в целях принятии на учёт в качестве нуждающихся) в размере 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Из представленных документов следует, что на каждого члена семьи Максимовой Р.И. приходится более 12,0 кв.м.(15,4 кв.м.), что превышает установленную учётную норму. Таким образом, оснований для признания права на получение субсидии как вдова участника Великой Отечественной войны не имеется.
А довод представителя истца о том, что износ дома составляет 67%, также не может быть положен в основу решения для удовлетворения заявленных требований.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований в редакции Постановления Правительства РФ от 02.08.2007 N 494.
Кроме того, определен порядок признания жилого помещения непригодным для проживания: комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В ходе судебного разбирательства установлено, что представитель истца с заявлением о принятии решения в орган местного самоуправления не обращалась.
Из акта от 06 мая 2011 года усматривается, что Максимова Р.И. со своими членами семьи проживает в частном доме. Состояние дома удовлетворительное (л.д.84).
Решение компетентного органа о признании дома <адрес> непригодным для проживания отсутствует.
При таких обстоятельствах, оценив все собранные доказательства по делу, суд полагает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Леонтьевой О.Н. в интересах Максимовой Р.И. к муниципальному учреждению «Администрация Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» о признании права на получение жилого помещения и возложении обязанности обеспечения жильём как вдову участника Великой Отечественной войны отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней через Авиастроительный районный суд города Казани.
Судья: А.Х. Закирова.