Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Дело № 2-1257/11
10 мая 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Закировой А.Х.,
при секретаре Камаловой Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Пановой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности,
у с т а н о в и л :
Панова Н.Н. обратилась в суд с иском к УПФ России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности. В обоснование исковых требований указала, что ответчиком отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием специального стажа 30 лет. В специальный стаж не включён период её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры эндоскопического кабинета ЗАО «КДЦ <данные изъяты>», поскольку указанная организация по форме собственности и наименованию не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года за № 781. Считает данный отказ неправомерным и просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию; обязать ответчика включить в её специальный стаж вышеуказанный спорный период работы и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица требования поддержала в полном объеме. Подтвердила изложенные в заявлении обстоятельства.
Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что в назначении пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии. Поддержала доводы, изложенные в отказном решении.
Выслушав пояснения истицы, представителя ответчика, изучив материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав прения, суд приходит к следующему.
В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей (ст. 22 и ч. 2 ст. 29).
Провозглашение в Конституции человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека (ст. 2 Конституции РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
В силу п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Установлено, что решением УПФР № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет (л.д. 16-22).
Ответчик не включил в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медицинской сестры физиотерапевтического кабинета ЗАО «КДЦ <данные изъяты>» (л.д. 21).
Между тем, суд считает, что указанный период подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, при этом исходит из следующего.
Установлено, что с 2002 года, в том числе в спорный период, истица работала в должности медсестры физиотерапевтического кабинета ЗАО «Консультативно-диагностический центр <данные изъяты>, что подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 7-11).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Должность «медицинская сестра» предусмотрена в разделе «Наименование должностей» указанного выше Списка. При этом работа в данных должностях засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1 - 31 раздела "Наименование учреждений" этого же Списка, где в п. 8 предусмотрены центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.
Пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" установлено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее - пенсия за выслугу лет) является деятельность медицинских работников в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.
Факт осуществления истицей лечебной деятельности подтверждается должностной инструкцией (л.д. 6).
Доводы представителя ответчика о том, что в разделе «Наименование учреждений» вышеуказанного Списка консультативно-диагностические центры не предусмотрены, судом проверены, они не могут влиять на решение по данному конкретному спору, поскольку терминологический недостаток при наименовании учреждения, в котором работала истица, не может повлиять на характер выполняемых ею обязанностей.
То обстоятельство, что ЗАО «КДЦ» по своей форме собственности является акционерным обществом, также не может служить основанием для отказа в зачете рассматриваемых спорных периодов в специальный стаж.
Так, из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ следует, что при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.
По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.
Таким образом, лечебная и творческая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости на основании подпунктов 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", независимо от того, в чьем ведении находились учреждения, где работал истец, и кому принадлежало закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., поскольку это само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности названных работников и не свидетельствует о существовании таких различий (п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии").
ЗАО «Консультативно-диагностический центр <данные изъяты>» является коммерческой организацией в форме закрытого акционерного общества. Наименование указанного общества соответствует Единой номенклатуре государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 07.10.2005 N 627.
Период работы истицы в указанной организации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в аналогичной должности, ответчиком засчитан в специальный стаж, дающий право на трудовую досрочную пенсию (л.д. 18-19).
Кроме этого, на основании вступившего в законную силу решения суда от 04 февраля 2011 года в специальный стаж засчитаны иные периоды работы истицы в указанной должности и учреждении (л.д. 13-15, 19-20).
Исходя из вышеизложенного, спорный период работы истицы в должности медсестры физиотерапевтического кабинета ЗАО «КДЦ <данные изъяты> подлежит включению в специальный медицинский стаж.
Таким образом, на момент обращения истицы за назначением досрочной пенсии её специальный стаж составлял 30 лет 29 дней (необходимый стаж - 30 лет), в связи с чем у неё не возникло право на досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает, что требования Пановой Н.Н. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Пановой Н.Н. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности удовлетворить частично.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани включить в специальный стаж Пановой Н.Н. период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медсестры эндоскопического кабинета ЗАО «Консультативно-диагностический центр <данные изъяты>.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ по Авиастроительному району города Казани назначить Пановой Н.Н. досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента обращения, то есть ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ течение 10 дней через районный суд.
.
.
Судья: А.Х.Закирова.