признание права на досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью



дело № 2- 1256/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года Авиастроительный районный суд города Казани

в составе:

председательствующего судьи Закировой А.Х.,

при секретаре Камаловой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ляпиной Т.Г. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию,

у с т а н о в и л :

Ляпина Т.Г. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Авиастроительном районе гор. Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Однако ответчик отказал в назначении досрочной пенсии, исключив из специального стажа периоды её работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя ясельной группы Детского комбината <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды прохождения курсов повышения квалификации. Считает данный отказ незаконным и просит признать за ней право на досрочную трудовую пенсию, обязав ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию с момента обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Кроме этого, просит взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истица поддержала требования, подтвердив изложенные в заявлении обстоятельства.

Представитель УПФ РФ в Авиастроительном районе г. Казани в судебном заседании с иском не согласилась. Подтвердила доводы, изложенные в отказном решении.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, обозрев пенсионное дело, заслушав прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с Всеобщей декларацией прав человека цель государственного присутствия в социальной сфере представляется как достижение социального равновесия, политика которого направлена на обеспечение защиты достойной и свободной жизни людей (ст. 22 и ч. 2 ст. 29).

Провозглашение в Конституции человека, его прав и свобод высшей ценностью означает, что во взаимоотношениях человека, общества и государства приоритет принадлежит правам и законным интересам человека (ст. 2 Конституции РФ).

На основании ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу п. 19 ч. 1 ст. 27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Установлено, решением УПФ в Авиастроительном районе г. Казани истице отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием специального стажа 25 лет (л.д. 6-8).

Ответчик не включил в специальный стаж истицы периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя ясельной группы Детского комбината <данные изъяты> (л.д. 7).

Между тем, суд считает, что указанные спорные периоды работы подлежат зачету в специальный педагогический стаж истицы, при этом исходит из следующего.

Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Должность истицы - воспитатель - предусмотрена пунктом 1 раздела «Наименование должностей» указанного выше Списка. Разделом «Наименование учреждений» в п.1.8 предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детские сады всех наименований,… ясли-сады…, детские ясли.

Работа истицы в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя ясельной группы Детского комбината <данные изъяты> подтверждается записями в трудовой книжке (л.д. 12).

Действие законодательства в области образования распространяется на все образовательные учреждения независимо от их организационно-правовой формы и подчиненности, причем закон не содержит каких-либо ограничений в статусе и в правах ни обучающихся, ни работников, в том числе в их праве на пенсию за выслугу лет (ч.3 ст.12 Закона РФ «Об образовании»).

Ранее действовавший Закон РФ от 29 ноября 1990 года гарантировал назначение такой пенсии на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях общеобразовательных школ и других учреждениях для детей, поскольку работники выполняют одни и те же функциональные обязанности по одним и тем же профессиям, в одних и тех же должностях.

Истица в спорные периоды, работая воспитателем Детского комбината, руководствовалась в своей деятельности государственными стандартами и выполняла те же функции, что и в тот период, который истице засчитали в специальный педагогический стаж, дающий право на трудовую досрочную пенсию (л.д. 6, 8).

Основной целью деятельности указанного учреждения являлось обучение и воспитание детей дошкольного возраста, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства представителем ответчика.

Доводы представителя ответчика судом проверены, они не могут быть положены в основу решения по данному конкретному спору, поскольку терминологический недостаток при наименовании учреждения, в котором работала истица, не может повлиять на характер выполняемых ею обязанностей, поскольку нарушает конституционное право истицы на пенсионное обеспечение.

Более того, положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Следовательно периоды работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Ответчиком также не включены в специальный стаж истицы периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Между тем, в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются и периоды работы и (или) иной деятельности, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Из материалов дела усматривается, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работая в должности воспитателя КДОУ «Детский сад <данные изъяты>», истица находилась на курсах повышения квалификации, что подтверждается соответствующими свидетельством и удостоверением (л.д. 15-16). Работа истицы в указанной должности и учреждении засчитана ответчиком в специальный педагогический стаж за исключением курсов повышения квалификации (л.д. 8).

Между тем, в указанный период за истицей в соответствии со ст. 187 ТК РФ сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд и сохранялся педагогический стаж, что не оспаривалось в судебном заседании представителем ответчика. Кроме этого, обучение на курсах повышения квалификации необходимо в связи со спецификой работы и носит для работников просвещения обязательный характер.

Следовательно, суд приходит к выводу об обоснованности требований о включении периода нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч.4 ст. 15, ч.1 ст. 17, ст.ст. 18,19 и ч. 1 ст. 55 Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Исходя из вышеизложенного, с учетом включения в специальный стаж спорных периодов работы истицы, на момент обращения в Пенсионный фонд её специальный стаж составлял 25 лет 07 месяцев 16 дней (необходимый стаж 25 лет) в связи с чем у нее возникло право на досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Принимая во внимание, что исковые требования истицы удовлетворены в полном объеме, то с ответчика подлежит взысканию уплаченная при подаче иска государственная пошлина в размере 200 рублей (л.д. 2).

При таких обстоятельствах, оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования истицы подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-196, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Ляпиной Т.Г. к Управлению Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани о признании права на досрочную трудовую пенсию удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Авиастроительном районе города Казани включить в педагогический стаж Ляпиной Т.Г. периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве воспитателя ясельной группы Детского комбината <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - периоды прохождения курсов повышения квалификации.

Обязать Управление пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани назначить Ляпиной Т.Г. досрочную трудовую пенсию в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда России в Авиастроительном районе города Казани в пользу Ляпиной Т.Г. расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 дней через районный суд.

.

.

Судья: А.Х. Закирова