иск связанный с социальными гарантиями



...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Толбазы 13 мая 2010 г.

Аургазинский районный суд Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Набиевой А.З.

с участием прокурора Казачкова В.В.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... РБ в интересах ФИО 1 к администрации муниципального района ... и муниципальному бюджетному учреждению Отдел образования администрации района МР ... РБ о признании незаконным бездействия администрации муниципального района ... РБ, выразившегося в непринятии мер по выделению из местного бюджета денежных средств на выплату компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, и взыскании с МБУ отдела образования при администрации МР ... РБ задолженности по оплате мер социальной поддержки специалистов, работающих в муниципальных учреждениях, находящихся в сельских населенных пунктах,

у с т а н о в и л :

Прокурор ... обратился в суд в интересах ФИО 1 с указанным выше иском, указав, что прокуратурой ... проведена проверка соблюдения законодательства о социальных правах граждан, проживающих и работающих в сельской местности, по результатам которой выявлены нарушения действующего законодательства: согласно п.п. «е», «ж», «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение ( в ряду других вопросов), находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ: принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству ( части 2 и 5 ст.76 Конституции РФ); в соответствии со ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса; права педагогических работников на предоставление мер социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности определены абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», согласно которой педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках ( поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации; согласно ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122 ФЗ « О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставляющих отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены; согласно п.1 ч. 1 ст. 1 Закона РБ от 29.11.2005 г. № 238-з «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» право на получение мер социальной поддержки в соответствии с настоящим Законом имеют специалисты государственных и муниципальных учреждений, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, в том числе педагогические работники; в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 2 Закона РБ от 29.11. 2005 г. № 238-з «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» указанным лицам, предоставляется компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату коммунальных услуг(электроосвещение и отопление) в пределах нормативов потребления указанных услуг; лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива; ст. 3 этого же Закона РБ установлено, что меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются по месту основной работы специалиста; в целях реализации вышеуказанных положений Закона Правительством РБ издано постановление от 25.09.2006 г. № 275 «О реализации Закона Республики Башкортостан «О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках», что заинтересованное лицо, в чьих интересах подано настоящее заявление, соответствует всем вышеперечисленным требованиям Закона РБ « О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» и Постановления Правительства РБ, поскольку в настоящее время работает в должности, содержащейся в Перечне должностей специалистов государственных и муниципальных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (приложение № 1), и в соответствии с пунктом 1.2 Положения имеет право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в виде денежной компенсации расходов на указанные цели; в соответствии с п. 5.1 Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг специалистам государственных и муниципальных учреждений, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках денежная компенсация исчисляется ежемесячно и предоставляется специалисту по месту основной работы (за исключением педагогических работников) в размере, рассчитанном в порядке, установленном настоящим Положением, однако МУ Отдел образования администрации МР ... РБ данная обязанность не исполняется по причине отсутствия финансирования данного вида расходов из бюджета муниципального района ... РБ. Вследствие чего перед заинтересованным лицом образовалась задолженность по выплате указанной компенсации, что между тем, согласно ч. 2 ст. 6 Закона РБ от 29.11.2005 г. № 238-з « О мерах социальной поддержки специалистов, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках» финансирование мер социальной поддержки специалистов, работающих в муниципальных учреждениях, находящихся в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, осуществляется за счет средств местных бюджетов. Расходы учитываются ежегодно при определении межбюджетных отношений, что в соответствии с уточненным бюджетом муниципального района ... РБ на 2009 г. на финансирование расходов по разделу «Образование» выделено 237 664 056 рублей 46 копеек, из них из местного бюджета – 62 553 944 рублей 21 копейка, что утвержденный на 2009 г. бюджет по разделу «Образование» составил 209 018 000 рублей, в том числе местный бюджет – 52 044 000 рублей, что утвержденный бюджет на 2009 год для обеспечения предоставления мер социальной поддержки по выплате коммунальных услуг специалистам, проживающим на селе бюджетных учреждений образования и пенсионеров, составил в сумме 4 369 300 рублей, уточнено и фактически выплачено – 4 717 941 рублей 71 копейка, что бюджетные полномочия получателя бюджетных средств законодательно закреплены в ст. 162 Бюджетного кодекса, согласно которой получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет и исполняет бюджетную смету: принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и(или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований; вносит соответствующему главному распорядителю бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи; ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованный бухгалтерии); формирует и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств; исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) регулирующими бюджетные правоотношения, что районным отделом образования на страницах районной газеты «Аургазинский вестник» № 24 от 4.03.2010 г. по проблеме невыплаты компенсаций по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам населению ... были даны разъяснения, что из газетной публикации следует, что … ввиду отсутствия финансирования из республиканского бюджета невыплаченные средства в размере 7 651 000 рублей считаются задолженностью по состоянию на 25.02.2010 г. Данная сумма отражена в отчете как необходимая сумма для оплаты и представлена в МО РБ и территориальное финансовое управление района. При поступлении финансовых средств бухгалтерии РОО имеет возможность выдать компенсацию всем получателям в течение 2-3 дней…, что согласно уставным положениям, МБУ Отдел образования администрации МР ... РБ является районным органом, осуществляющим управление в сфере образования, является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, финансируемой полностью или частично за счет средств местного бюджета на основе сметы, что согласно п. 1.5 Устава муниципального бюджетного учреждения Отдел образования администрации муниципального района ... РБ функции учредителя от имени муниципального района исполняет глава администрации муниципального района ... РБ, что до января 2010 года Отдел образования действовал на основании Положения муниципального учреждения Отдел образования администрации муниципального района ... РБ, утвержденного постановлением главы администрации муниципального района ... РБ ... от ... г., в котором содержатся положения, аналогичные тем, что приведены в Уставе муниципального бюджетного учреждения Отдел образования администрации муниципального района ... РБ, что как установлено в ходе проведенной прокуратурой ... проверки, начисленная, но не выплаченная сумма на коммунальные услуги педагогическим работникам МОУ ... ... за 2, 3, 4 кварталы 2009 года по бюджету муниципального района ... РБ составила 1 040 209,43 рублей, задолженность отдела образования по уплате компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату коммунальных услуг указанному педагогическому работнику составляет ... рублей. Таким образом, образование задолженности по выплате компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату коммунальных услуг педагогическому работнику является следствием бездействия администрации муниципального района ... РБ, что допущенное нарушение препятствует осуществлению гражданином его жилищных прав и свобод.

От истца ФИО 1 поступило заявление об отказе от иска по пунктам 2,3 искового заявления, так как исковые требования по данным пунктам удовлетворены.

Прокурор Казачков В.В. просит прекратить производство по делу по 2 и 3 пункту исковых требований, пояснив, что по данным пунктам иск удовлетворен. По первому пункту иска просит вынести решение.

Представитель ответчика - администрации муниципальный район ... ФИО5 ( доверенность от ... г.) признала исковое требование в части признания незаконным бездействия администрации МР ..., выразившегося в непринятии мер по выделению из местного бюджета средств на выплату компенсации в размере 100 % расходов на оплату коммунальных услуг.

Представитель ответчика - МБУ Отдел образования администрации муниципального района ... РБ ФИО 4 ( доверенность от ... г.) согласилась с доводами прокурора и ФИО5

Представитель 3-го лица без самостоятельных требований – ТФУ МФ РБ на территории ... суда РБ – ФИО 3 (доверенность ... от 16.03. 2010 г.) согласилась с доводами прокурора и ФИО5

Согласно ст.173 ГПК РФ признание иска ответчиками судом принимается с постановлением решения об удовлетворении искового требования, так как это признание иска отвечает правам и интересам сторон, не ущемляет прав и интересов третьих лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 173, 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Принять признание иска прокурора ... РБ в интересах ФИО 1 представителями ответчиков – администрации муниципального района ... ..., МБУ Отдел образования администрации МР ... РБ - удовлетворить исковое требование прокурора ... РБ и признать бездействие администрации муниципального района ... ..., выразившееся в непринятии мер по выделению из местного бюджета денежных средств на выплату компенсации в размере 100 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, - незаконным.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня его оглашения.

Председательствующий судья подпись

Копия верна: И.о. председателя суда А.З. Набиева