№2-828/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2010 г. с. Толбазы
Аургазинский районный суд Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Набиевой А.З.,
при секретаре Амирхановой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Аургазинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Отделу внутренних дел по Аургазинскому району Республики Башкортостан, к Отделу внутренних дел по Гафурийскому району Республики Башкортостан, Габбасовой М.Ф. о признании приказов начальников ОВД по Аургазинскому району от ДД.ММ.ГГГГ № и ОВД по Гафурийскому району от ДД.ММ.ГГГГ № незаконными и их отмене,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор района обратился с вышеназванным иском и просит суд
признать незаконными и отменить:
- приказ начальника ОВД по Аургазинскому району Габбасова Ф.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении на должность <данные изъяты> Габбасовой М.Ф., откомандированной из ОВД по Гафурийскому району на должность <данные изъяты> и исполнению административного законодательства ОВД по Аургазинскому району с ДД.ММ.ГГГГ по контракту <данные изъяты>,
- приказ начальника ОВД по Гафурийскому району № от ДД.ММ.ГГГГ о командировании из ОВД по Гафурийскому району <данные изъяты> Габбасовой М.Ф. (№) на должность <данные изъяты> и исполнению административного законодательства ОВД по Аургазинскому району
В обоснование исковых требований указываются следующие обстоятельства.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае, в том числе, близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Согласно ст. 9 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 -, сотрудникам органов внутренних дел, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
В нарушение вышеперечисленных требований закона и Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказом начальника ОВД по Аургазинскому району Габбасова Ф.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> Габбасова М.Ф,откомандированная из ОВД по Гафурийскому району назначена на должность <данные изъяты> иисполнению административного законодательства ОВД по Аургазинскому району с ДД.ММ.ГГГГ по контракту <данные изъяты>.
Как установлено в ходе проверки, Габбасова М.Ф. находится в непосредственном подчинении начальника ОВД по Аургазинскому району подполковника милиции Габбасову Ф.Г. и подконтрольна начальнику ОВД по Аургазинскому району подполковнику милиции Габбасову Ф.Г., который приходится ей супругом (свидетельство о браке №., согласно которому Габбасов Ф.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец ... и гражданка Фаткуллина М.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка ... ДД.ММ.ГГГГ заключили брак, после заключения брака мужу присвоена фамилия - Габбасов Ф.Г., жене - Габбасова М.Ф., место регистрации: ...
Несмотря на установленный запрет на прохождение службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью близких родственников, состоящих между собой в близком родстве, капитан милиции Габбасова М.Ф. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходит службу в непосредственном подчинении супруга - начальника ОВД по Аургазинскому району подполковника милиции Габбасова Ф.Г.
Установленные в ходе проверки нарушения не отвечают основным направлениям деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции, закрепленным в пунктах 6, 10, 20 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и свидетельствуют о том, что руководством ОВД по Аургазинскому району не принимаются надлежащие меры по противодействию коррупции; повышению ответственности должностных лиц правоохранительных органов по принятию исчерпывающих мер по устранению причин коррупции.
В судебном заседании представитель прокуратуры района Батталова Р.Р. поддержав исковые требования, просила удовлетворить их.
Ответчики - представители ОВД по Аургазинскому району начальник ОВД- Габбасов Ф.Г и Валеев Н.Х., представитель ОВД по Гафурийскому району РБ Гайнуллин Х.А. и Габбасова М.Ф., представитель третьего лица -Министерства внутренних дел по РБ ФИО1. не признав исковые требования прокурора просили отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 27 мая 2003 года №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» правоохранительная служба - это вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.
Согласно статье 19 Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 7 Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.
Порядок прохождения службы в органах внутренних дел регулируется Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года №1026-1 «О милиции» и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённым Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1.
Законодательство о государственной службе распространяется на сотрудников органов внутренних дел в той части, в которой это предписывает Закон РФ «О милиции» и Положение.
Согласно части 2 статьи 9 Положения о службе в ОВД РФ сотрудникам органов внутренних дел, состоящим между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить службу в одном и том же органе внутренних дел, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
А в соответствии со статьей 39 Положения о службе, в ОВД РФ непосредственным начальником является ближайший к подчиненному прямой начальник.
Согласно п.3 должностной инструкции старшего инспектора группы по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению
административного законодательства отдела внутренних дел по Аургазинскому району капитан милиции Габбасова М.Ф. возглавляет эту группу и непосредственно подчиняется начальнику милиции общественной безопасности отдела внутренних дел.
В должности заместителя начальника отдела - начальника милиции общественной безопасности проходит службу ФИО, и между ними родственных связей не имеется.
Таким образом, капитан милиции Габбасова М.Ф., проходя службу в должности <данные изъяты> не связана с непосредственной подчиненностью с подполковником милиции Габбасовым Ф.Г. и имеет право продолжить службу в занимаемой должности.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела. суд считает что исковые требования прокурора района не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из исковых требований предметом спора являются: приказ начальника ОВД по Гафурийскому району от ДД.ММ.ГГГГ № и приказ начальника ОВД по Аургазинскому району от ДД.ММ.ГГГГ.№
Анализируя оспариваемый приказ начальника ОВД по Гафурийскому району № от ДД.ММ.ГГГГ о командировании из ОВД по Гафурийскому району капитана милиции Габбасову М.Ф. суд считает, что доводы прокурора района о незаконности данного приказа являются несостоятельными и необоснованными.
При этом суд исходит из следующего. В просительной части заявления прокурор указывает, что в оспариваемом приказе речь идет командировании из ОВД по Гафурийскому району капитана милиции Габбасову М.Ф. на должность <данные изъяты> и исполнению административного законодательства ОВД по Аургазинскому району.
Между тем, из содержания данного приказа следует, что речь идет, об откомандировании в распоряжение отдела внутренних дел по Аургазинскому району капитана милиции Габбасову М.Ф., освободив от должности старшего дознавателя отделения дознания отдела внутренних дел по Гафурийскому району.
Таким образом, в оспариваемом приказе нет указания на то, что Габбасова М.Ф. назначается на должность старшего инспектора по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства ОВД по Аургазинскому району.
Суд считает, что приказом об откомандировании сотрудника органа внутренних дел из одного отдела внутренних дел в другой отдел, не могут быть нарушены интересы неопределенного круга лиц, интересы, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из содержания приказа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данным приказом Габбасова М.Ф. назначена на должность старшего инспектора по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства ОВД по Аургазинскому району.
Давая правовую оценку данному приказу, суд приходит к выводу, что оснований для признания его не соответствующим федеральному законодательству не имеются.
В силу пункта 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Трудового кодекса РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В силу части 3 статьи 3 Трудового кодекса РФ не является дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом.
Таким образом, ограничение прав либо установление прямых или косвенных преимуществ, при заключении трудового договора может быть установлено только федеральными законами.
В Трудовом кодексе Российской Федерации, и в Законе РФ "О милиции" ограничение совместной службы близких родственников в связи с их подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому не предусмотрено.
Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утверждённое Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года №4202-1 не является федеральным законом.
Суд считает необоснованными доводы прокурора района о применении к данным правоотношениям ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27.07.2004, в п. 5 ч. 1 ст. 16 которого такие ограничения установлены для гражданского служащего.
При этом суд исходит из нижеследующих положений федерального законодательства.
Согласно ст. 2 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" N 79-ФЗ от 27.07.2004 предметом регулирования данного Закона являются отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.
Пункт 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", закрепляет ограничение, касающееся совместной службы родственников, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Между тем, в соответствии с изменениями, внесенными 25 декабря 2008 г. Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" Закон Российской Федерации "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел были дополнены статьями, распространяющими на сотрудников органов внутренних дел (в том числе милиции) ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Таким образом, правовой статус сотрудников органов внутренних дел был дополнен следующими нормами:
- на них были распространены запреты, установленные ст. 17 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации";
- в отношении сотрудников органов внутренних дел было предусмотрено наделение их обязанностями, предусмотренными ст. 18 того же Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам; не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство; проявлять корректность в обращении с гражданами; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации.
При этом, данная статья содержит отсылку к ст. 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации": соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих. Однако прямо действие ст. 16 Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ на сотрудников органов внутренних дел не было распространено.
Из буквального толкования ст. 20.1 Закона Российской Федерации "О милиции" и ст. 9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации следует, что на сотрудников ОВД распространяются, в том числе и ограничения, предусмотренные законодательством о государственной гражданской службе. Однако ст. ст. 17, 18 и 20 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" никаких ограничений не предусматривают.
Федеральный закон "О противодействии коррупции" содержит одно ограничение (ст. 12), однако оно касается не государственных служащих, а граждан, ранее состоявших на государственной или муниципальной службе. Поскольку Федеральный закон, ограничивающий права близких родственников на совместную в органах внутренних дел службу, в настоящее время отсутствует, суд отказывает в удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным приказа начальника ОВД по Аургазинскому району от ДД.ММ.ГГГГ. № о назначении на должность Габбасовой М.Ф.
Суд также считает обоснованными доводы ответчиков о том, что старший инспектор группы по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке и исполнению административного законодательства отдела внутренних дел по Аургазинскому району капитан милиции Габбасова М.Ф.не находится в прямом и непосредственном подчинении начальника ОВД по Аургазинскому району по следующим основаниям.
Понятия прямого и непосредственного начальников, которым подчиняется сотрудник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей, определены ст.39 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Согласно вышеназванной норме прямыми начальниками являются начальники, которым лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел подчинены по службе.
Ближайший к подчиненному прямой начальник является непосредственным начальником.
Непосредственная подчиненность предполагает наличие у начальника права отдавать подчиненному приказы и распоряжения, а также требовать их исполнения. Подчиненный же обязан их исполнять. Начальники, которым сотрудники подчинены по службе, являются прямыми начальниками. Ближайший к подчиненному прямой начальник называется непосредственным начальником.
Подконтрольность имеет место тогда, когда сотрудник органов внутренних дел в силу своих должностных обязанностей обязан контролировать служебную деятельность другого сотрудника, в том числе в случаях, когда между ними нет прямого подчинения. Такое положение, к примеру, может иметь место на должностях, связанных с финансовым или материально-техническим обеспечением.
Согласно п.З. Должностной инструкции <данные изъяты> и исполнению
административного законодательства отдела внутренних дел по Аургазинскому району, капитан милиции Габбасова М.Ф. возглавляет эту группу и непосредственно подчиняется начальнику милиции общественной безопасности отдела внутренних дел.
Согласно ст. 25. Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется только непосредственному и прямым начальникам.
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, если должности предусмотрены в одном структурном подразделении ОВД, но не соподчинены и не подконтрольны, состояние родства или свойства не должно являться основанием для отказа в замещении должности.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 1 СК РФ, признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния.
В силу ч. 2 ст. 10 СК РФ, права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака в органах записи актов гражданского состояния.
С учетом изложенного прокурор района обязан был документально доказать факт состояния в браке Габбасова Ф.Г. и Габбасовой М.Ф. Однако доказательств заключения брака Габбасова Ф.Г. и Габбасовой М.Ф. представителем истца не представлено суду не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-197,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Аургазинского района о признании незаконным и отмене приказа начальника ОВД по Аургазинскому району подполковника милиции Габбасова Ф.Г. от ДД.ММ.ГГГГ № о назначении на должность капитана милиции Габбасовой М.Ф. откомандированной из ОВД по Гафурийскому району на должность <данные изъяты> и
исполнению административного законодательства ОВД по Аургазинскому
району с ДД.ММ.ГГГГ по контракту <данные изъяты>.
Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Аургазинского района о признании незаконным и отмене приказа начальника ОВД по Гафурийскому району № от ДД.ММ.ГГГГ о командировании из ОВД по Гафурийскому району капитана милиции Габбасову М.Ф. в распоряжение отдела внутренних дел по Аургазинскому району, освободив от должности <данные изъяты> отдела внутренних дел по Гафурийскому району с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: подпись
Решение вступило в законную силу 10 января 2010г.