О признании выборов депутатов недействительным.



Дело №2-338-11

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Толбазы 2 июня 2011 г.

Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мухаметзяновой Р.Р. при секретаре Сафиной Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Бабкина А.С. о признании выборов депутатов в местное самоуправление по 6 избирательному округу сельского поселения Тукаевский сельский совет от 13.03.2011 г. недействительными,

установил:

Бабкин А.С. обратился в суд с заявлением к участковой избирательной комиссии по 6-7 избирательным округам Тукаевского поселения Тукаевский сельский Совет с.Болотино в лице председателя комиссии Изикаева М.Г. о признании выборов депутатов в местное самоуправление по 6 избирательному округу сельского поселения Тукаевский сельский Совет от 13.03.2011 г. недействительными как наблюдатель от кандидата в депутаты местного самоуправления на основании направления от кандидата в депутаты Сухарева Д.М.

В обосновании заявления указано следующее.

Бабкин А.С. является наблюдателем от кандидата в депутаты местного самоуправления на основании направления от кандидата в депутаты Сухарева Д.М. 13 марта 2011 г. должностным лицом избирательной комиссии Изикаевым М.Г. были совершены следующие действия, нарушающие его права наблюдателя в соответствии с ч. 6 ст.30 ФЗ о выборах депутатов: 1) знакомиться со списком избирателей, с реестром выдачи открепительных удостоверений, находящихся в избирательной комиссии, открепительными удостоверениями, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования(реестр отсутствовал вообще); 2) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 ФЗ о выборах депутатов; 3) наблюдать за выдачей избирателям избирательных бюллетеней; 4) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования (не предоставили транспорт, проявили нежелание того, чтобы он присутствовал при сопровождения председателя избирательной комиссии Изикаева М.Г.); 5) визуально знакомиться при подсчете голосов избирателей с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем, а также наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, предусмотренный частью 5 статьи 29 ФЗ о выборах депутатов; 6) знакомиться с протоколом УИК, в которую он направлен, с документами, приложенными к протоколу УИК, об итогах голосования, получать от соответствующей УИК заверенную копию протокола об итогах голосования; 7) обжаловать решения и действия(бездействия) избирательной комиссии, в которую он направлен(на одного избирателя выдавалось два и более бюллетеня, некоторые избиратели были допущены к голосованию без паспорта, а также с двумя и более паспортами, председателем комиссии была запрещена фото-и видеосъемка даже в случае явных нарушений законодательства); 8) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в избирательной комиссии.

Кроме того, во время выборов им были замечены следующие нарушения закона о выборах: 1) проводилась интенсивная агитация избирателей сторонниками кандидата в депутаты Валитовой Р.Р. и Слепченко С.С. непосредственно в день выборов на месте голосования; 2) сторонники Валитовой Р.Р. и Слепченко С.С. заходили в комнату для голосования вместе с избирателями и использовали уговоры для того, чтобы люди голосовали против своих убеждений; 3) во время выездного голосования бюллетени, которые заполнялись избирателями, председатель избирательной комиссии убирал себе в карман, а на их место были поставлены заранее приготовленные бюллетени; 4) бланки бюллетеней отсутствовали на столе, выдачу бланков проводили на избирательном участке из под стола для каждого избирателя; 5) были нарушены конституционные права граждан РФ, которые были просто не включены в список избирателей, хотя проживают и зарегистрированы на территории с.Болотино: 6) при выездном голосовании ему всячески препятствовали выполнять функции наблюдателя; 7) при вскрытии урн для голосования ему всячески препятствовали и не допустили к подсчету голосов.

На этих основаниях просил суд признать выборы депутатов в местное самоуправление по 6 избирательному округу сельского поселения Тукаевский сельский Совет от 13.03.2011 г. недействительными.

В судебном заседании заявитель Бабкин А.С., поддержав требования, суду пояснил о том, что он является наблюдателем, что ему избирательная комиссия запретила находиться в помещении, где идут выборы, видеосъемку, что когда выезжали по домам запретили ехать в их машине, что с комиссией он заходил в дома, что при подсчете голосов - запретили наблюдать, наблюдал с коридора, что люди голосовали без паспортов или один человек голосовал с несколькими паспортами за несколько человек, что для устранения нарушений предпринимал устные меры, не знал, что нарушения надо актировать, что он сидел в коридоре, что в помещение где шло голосование он мог в любое время войти, видимость была.

Представитель участковой избирательной комиссии по 6-7 избирательным округам СП Тукаевский сельсовет Изикаев М.Г., возражая против требований заявителя, суду пояснил о том, что выборы прошли без нарушений, что было 5 наблюдателей, они находились в помещении, им никто присутствовать в помещении не запрещал, что когда выезжали по домам - транспорт сами нанимали и свободных мест не было, что ознакомиться с протоколом никто не просил, в увеличенном виде протокол вывешивали на видном месте, что агитации не было, с двумя паспортами никто не голосовал, что вскрытие урны все видели, подсчет голосов шел законно, что наблюдатели актов не составляли, никаких замечаний не было.

Представитель территориальной избирательной комиссии муниципального района Аургазинский район РБ Гильфанова З.Х., возражая против заявления Бабкина А.С., суду пояснила о том, что в день голосования никаких нарушений не было, что со стороны членов комиссии противозаконных действий не было, что принцип гласности соблюден, что руководствуясь Постановлением РБ от 15.02.2011 г. видеосъемка во время выборов была запрещена, о том что голосование будет с выездом по домам по заявлению избирателей, наблюдатели знали, выезжали.

Председатель территориальной избирательной комиссии муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Абсалямов Г.М., возражая против заявления Бабкина А.С., суду пояснил о том, что никаких замечаний по поводу выборов не поступали.

Представитель сельского поселения «Тукаевский сельсовет» муниципального района Аургазинский район РБ Резяпова Н.Ш. ( доверенность от 2 июня 2011 г.), возражая против заявления Бабкина А.С., суду пояснила, что никаких жалоб в день выборов не было, никаких нарушений со стороны членов избирательной комиссии не было.

Суд, выслушав заявителя, иных участников процесса, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, не находит требования заявителя подлежащими удовлетворению.

В силу п.3 ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее Закон о выборах) с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

Пунктом 8 этой же статьи установлено, что не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата.

Согласно п.9 ст. 30 Закона о выборах наблюдатели, в том числе, вправе:

- находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка, участка референдума в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

- присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования;

- наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, участников референдума, бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей, участников референдума; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, участников референдума; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи;

- обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования;

- знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдума и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов.

Пункт 10 этой же статьи предусматривает, что наблюдатель, в том числе, не вправе:

- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;

- принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;

- совершать действия, препятствующие работе комиссии;

- проводить агитацию среди избирателей, участников референдума;

- участвовать в принятии решений соответствующей комиссией;

- находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку.

В соответствии с п.2 ст.66 Закона о выборах голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей.

На основании пункта 6 той же статьи председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования.

Пунктом 14 названной статьи установлено, что при проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами.

Пункт 15 упомянутой статьи предусматривает, что организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума.

Согласно п.10 ст.75 Закона о выборах с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

В соответствии с п.1.1 ст.77 названного закона, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом.

Пунктом 1.2 той же статьи предусмотрено, что в случае, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, суд может признать итоги голосования, результаты выборов недействительными.

На основании п.3 ст.77 Закона о выборах суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами, подлежащими доказыванию по настоящему делу, являются обстоятельства, свидетельствующие не о любых нарушениях, а только о таких нарушениях избирательного законодательства, которые существенно повлияли на результаты волеизъявления граждан и не позволяют выявить их действительную волю.

Судом установлено, что 13.03.2011 года в с. Болотино. Кальчир Буран проводились выборы депутатов Совета сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, на которых Бабкин А.С. являлся наблюдателем участковой избирательной комиссии избирательного участка № 966 от кандидата в депутаты Совета СП Тукаевский сельсовет по одномандатному избирательному округу № 6 Сухарева Д.М.

Согласно реестру регистрации заявлений(обращений) избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования 20 избирателей проголосовали на дому по состоянию здоровья.

Суд представлены заявления избирателей, голосующих на дому по избирательному участку № 996.

Свидетель Файзуллин А.Я., наблюдатель, суду показал о том, что с открытия до закрытия выборов он присутствовал в помещении где шли выборы, что никаких нарушений со стороны членов комиссии не было, никаких замечаний не имеет, никаких нарушений не фиксировал, что бланки бюллетеней лежали на столе, на видном месте, что процесс голосования был виден, что для наблюдателей были выделены специальное место, столы, что протокол в увеличенном виде повесили, что подсчет голосов можно было визуально видеть.

Таким образом, суд считает, что довод заявителя о том, что отсутствовал реестр заявлений(обращений) о голосовании вне помещения для голосования не нашел подтверждения в судебном заседании.

Доводы заявителя о том, что нарушены его права как наблюдателя, а именно: ему избирательная комиссия запретила находиться в помещении, где идут выборы, что проявили нежелание того, чтобы он присутствовал при голосовании избирателей вне помещения для голосования, что при подсчете голосов - запретили наблюдать, наблюдал с коридора, что люди голосовали без паспортов или один человек голосовал с несколькими паспортами за несколько человек также опровергаются объяснениями самого Бабкина А.С. о том, что в помещение где шло голосование он мог в любое время войти, видимость была, что с комиссией он заходил в дома, что для устранения нарушений предпринимал устные меры, не знал, что нарушения надо актировать, объяснениями представителей УИК, показаниями наблюдателя Файзуллина А.Я., допрошенного в качестве свидетеля.

Довод заявителя о том, что он нарушено его право как наблюдателя знакомиться с протоколом УИК также опровергаются объяснениями представителя участковой избирательной комиссии по 6-7 избирательным округам СП Тукаевский сельсовет Изикаева М.Г. о том, что ознакомиться с протоколом никто не просил, в увеличенном виде протокол вывешивали на видном месте, что агитации не было, с двумя паспортами никто не голосовал, что вскрытие урны все видели, подсчет голосов шел законно, что наблюдатели актов не составляли, никаких замечаний не было.

Таким образом, довод представителя заявителя о том, что были нарушены его права как избирателя не имеет под собой никаких оснований и не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

При таких обстоятельствах суд считает, что каких-либо нарушений избирательного законодательства, не позволяющих выявить действительную волю избирателей, проголосовавших на избирательном участке № 996 по одномандатному избирательному округу № 6, не имеется, а потому всесторонне исследовав обстоятельства дела, доводы участников процесса в их совокупности, оценив представленные доказательства, в том числе показания опрошенных в судебном заседании свидетелей, суд приходит к выводу, что при проведении голосования и при подсчете голосов на избирательном участке № 996 по шестому одномандатному избирательному округу по выборам депутатов в Совет сельского поселения Тукаевский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан 26 созыва нарушений, влекущих отмену решения комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, не допущено

Следовательно, для признания недействительными выборы по одномандатному избирательному округу № 6, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 261 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Бабкина А.С. о признании выборов депутатов в местное самоуправление по 6 избирательному округу сельского поселения Тукаевский сельский совет от 13.03.2011 г. недействительными, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.

Решение принято в окончательной форме 6 июня 2011 г.

Председательствующий судья подпись

Решение на 7 июня 2011 г. в законную силу не вступило.