Об оспаривании решения Администрации МР о реорганизации школы.



Дело № 2-590/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2011 года                                                                    с. Толбазы

Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Набиевой А.З.,

при секретаре Амирхановой М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Сафина Филхата Мидхатовича, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО, об оспаривании решения администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о реорганизации муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Старокузяково в муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа д. Старокузяково,

У С Т А Н О В И Л:

Сафин Ф.М. обратился в суд в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО с заявлением об оспаривании решения администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан (далее администрация МР Аургазинский район РБ) о реорганизации муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Старокузяково (далее МБОУ ООШ                               д. Старокузяково) в муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа д. Старокузяково (далее МБОУ НОШ           д. Старокузяково).

В обоснование заявления указано на то, что главой администрация МР Аургазинский район РБ было принято постановление 18.05.2011 года № 412 о реорганизации МБОУ ООШ д. Старокузяково в МБОУ НОШ д. Старокузяково. Истец считает, что решение о реорганизации противоречит закону, нарушает права и свободы заявителей, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативно-правовыми актами, а именно:

1) перевод обучающихся в другое общеобразовательное учреждение осуществляется с согласия родителей, при этом необходимо согласие 2/3 общего количества родителей;

2) учащиеся 5-8 классов будут обучаться в МБОУ СОШ д. Ишлы с проживанием в пришкольном интернате, в результате чего нарушаются права детей жить и воспитываться в семье;

3) не учтены социально-экономические последствия реорганизации, так как школа является единственным социально-экономическим и культурным центром для жителей д. Старокузяково и д. Муксин;

4) отсутствует экономическое обоснование намеченных изменений, в том числе, не приведены сведения о затратах по образовательному учреждению в течение календарного года до и после реорганизации (данные должны быть по реорганизуемой школе и по школе, в которую будут переведены дети), а также не приведены сведения о дополнительных расходах, связанных с реорганизацией (на организацию подвоза учащихся, содержание пришкольного интерната, на обеспечение занятости высвобождаемых работников и так далее);

5) государство обязано обеспечить реализацию конституционно гарантированного права любого ребенка на получение образования, поэтому для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся;

6) в случае отсутствия экспертной оценки решение о реорганизации признается недействительным с момента его вынесения.

На этих основаниях заявитель просил признать незаконным оспариваемое постановление администрации МР Аургазинский район РБ и оставить МБОУ ООШ д. Старокузяково в прежнем статусе.

В судебном заседании заявитель Сафин Ф.М., поддержав требования, дополнительно пояснил о том, что реорганизация затрагивает права детей, но при этом мнения детей не учтены, что родители и дети выбирают свою школу, а не ту, которую им навязывают, что количество детей и наполняемость классов не является основанием для закрытия классов в школах, что количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения, включая малокомплектное, расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения, что целесообразность реорганизации учреждения не обоснована, а финансовые затраты при реорганизации учреждения только увеличатся, что у них есть возможность увеличения количества учеников, а с 2016 года ожидается его рост, что мост находится в аварийном состоянии, его ремонта не было, нет акта приемки моста, что автобус не соответствует требованиям, не рассчитан на 19 человек. На этих основаниях Сафин Ф.М. просил удовлетворить его требования.

Представитель администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Дубинская Е.П. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, не согласившись с заявленными требованиями, суду пояснила о том, что на момент издания оспариваемого постановления администрация обладала соответствующими полномочиями, что постановлением администрации от 12.08.2009 года создана экспертная комиссия, что согласно заключению экспертной комиссии от 06.05.2011 года базовой школой является Ишлинская, которая находится в 10 км от д. Старокузяково, что для подвоза детей будет выделен автобус за счет республиканского бюджета, что для проживания детей в интернате имеются все условия, что в Старокузяковской школе оставили девятый класс, здесь же будут находиться детский сад и начальные классы, что учителя будут переведены как работники Ишлинской школы, что наполняемость в реорганизуемой школе 2,8 учеников на одного учителя при нормативе 10 учеников, что при реорганизации в состав экспертной комиссии представитель реорганизуемой школы не включается, что мост ремонтируется за счет текущих средств, что реорганизуемая школа не эффективна, что на реорганизацию не требуется согласия родителей.

Представитель МБУ отдел образования администрации муниципального района Аургазинский район Филиппова А.А. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, возражая против заявленных требований, суду пояснила о том, что контингент учащихся постепенно сокращается, что средняя наполняемость 2,8 ученика, что ученики 5-8 классов будут учиться в Ишлах, что учителям будет предложено место работы в целях социальной поддержки, что ученики 9 класса будут учиться в д. Старокузяково, а их аттестация будет проводиться в Ишлах. На этих основаниях просила отказать в удовлетворении требований.

Привлеченная к участию в деле директор МБОУ ООШ д. Старокузяково Мухамедьярова Ф.Я. суду пояснила о том, что 11 лет работает директором школы, что всего у них 34 ученика, из них обучаются в начальных классах - 16, в 5-8 классах - 11, в 9 классе - 7 детей, что перевод детей в другую школу без согласия родителей не допускается, что с 02.09.2011 года приходит Газель, но родители своих детей в другую школу не пускают и поэтому дети приходят в свою школу, при этом учителя обучают их бесплатно,

Выслушав заявителя, представителей администрации, отдела образования, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд не находит оснований к удовлетворению заявленных требований.

Положениями ст.43 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Решением Совета муниципального района Аургазинский район № 74 от 16.07.2008 года утвержден «Порядок создания, реорганизации и ликвидации и учреждения Устава муниципальных образовательных учреждений муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан», согласно пункту 1.6 которого создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений осуществляется на основании постановления главы администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан.

Постановлением администрации муниципального района Аургазинский район № 540 от 30.06.2011 года утверждён «Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, а также утверждения уставов муниципальных учреждений и внесения в них изменений», из пунктов 8 и 11 которого следует, что реорганизация учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения. Решение о реорганизации учреждения в форме разделения, выделения, слияния или присоединения принимается администрацией в порядке, аналогичном порядку создания учреждения путем его учреждения.

Постановлением администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан № 412 от 18.05.2011 года принято решение о реорганизации путем преобразования муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Старокузяково в муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа д. Старокузяково.

На основании постановления администрации МР Аургазинский район Республики Башкортостан № 485 от 12.08.2009 года создана экспертная комиссия по вопросам реструктуризации и развития сети образовательных учреждений и утверждено Положение об экспертной комиссии, в состав которой вошли как представители администрации, так и представителя её структурных подразделений. Согласно пункту 3.2 Положения об экспертной комиссии одной из задач её является подготовка акта экспертной оценки по каждому образовательному учреждению, подлежащему реорганизации или ликвидации.

Решением Совета муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан № 23/4 от 16.06.2010 года утверждена программа реструктуризации сети образовательных учреждений муниципального района Аургазинский район на 2010 - 2012 годы, согласно которой в июне-августе 2011 года предусмотрена реорганизация общеобразовательных учреждений, в том числе преобразование МОУ ООШ д. Старокузяково в МОУ НОШ д. Старокузяково.

Согласно пункту 1.5 Устава МБОУ ООШ д. Старокузяково, учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении МБУ отдела образования администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан. Функции учредителя учреждения осуществляет администрация муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан.

Согласно решению Совета муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан № 37/8 от 31.08.2011 года решением Совета муниципального района Аургазинский район № 74 от 16.07.2008 года «Об утверждении Порядка создания, реорганизации и ликвидации и учреждения Устава муниципальных образовательных учреждений муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан» признано утратившим силу.

Из письма начальника Аургазинского ДРСУ на имя главы администрации муниципального района Аургазинский район от 08.09.2011 года видно, что 08.09.2011 года запланирована работа по ремонту дорожного покрытия моста при подъезде к с. Кузяк. В настоящее время мост находится в проезжем состоянии.

Экспертная комиссия при решении вопроса о необходимости преобразования МБОУ ООШ д. Старокузяково в МБОУ НОШ д. Старокузяково нашла целесообразным его проведение, что отражено в её заключении от 06.05.2011 года.

Свидетель ФИО2 суду показала о том, что она одновременно родитель и учитель реорганизуемой школы, что у неё никто не спрашивал согласия, что автобус выделили, ездят 10-11 классы, 5-8 классы не ездят, их учат пока здесь, что дети никуда не хотят, желают жить и учиться вместе с родителями, что дети четыре раза в день проезжают федеральную трассу и мост, который находится в аварийном состоянии, что никто об этом не думает.

Схожие с показаниями ФИО2 дали суду свидетели ФИО7, ФИО3, ФИО1, ФИО6, ФИО4

Свидетель ФИО5 суду показал о том, что работает директором школы в с. Ишлы, что в школе созданы все условия, что в интернате раздельные спальни для девочек и мальчиков, соответствующие требованиям, что все учителя с высшим образованием, что имеется два кабинета и кабинет для самоподготовки, что отдельной комнаты для умывания нет, что туалет находится на улице, что воспитателя пока нет, что в ночное время будет дежурить ночная няня, что в зависимости от количества учеников будет ночной сторож, который будет находится на территории школы, что автобус останавливается возле школы в 40 метрах от выездных ворот, что вопрос подвоза решен, что автобус по приказу закреплен за школой с. Ишлы, что автобус технический осмотр прошел.

В соответствии с п.1 ст.34 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Порядок реорганизации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

Согласно п.1 ст.20 Устава муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан администрация наделяется настоящим уставом полномочиями, в том числе, по решению вопросов местного значения. Глава администрации обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления муниципального района.

Согласно п.3 ч.1 ст.4 Устава муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий и учреждений, а равно и муниципальных образовательных учреждений, находящихся в муниципальной собственности, определяет именно администрация муниципального района.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что администрация муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан при вынесении оспариваемого постановления действовала в пределах, имеющихся у нее полномочий, в связи с чем требования заявителя в части признания его незаконным удовлетворению не подлежат.

Довод заявителя о том, что перевод обучающихся в другое общеобразовательное учреждение осуществляется с согласия родителей, при этом необходимо согласие 2/3 общего количества родителей не может быть принят судом во внимание, поскольку, согласно п.17 ст.50 Закона об образовании, только в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения учредитель (учредители) такого образовательного учреждения обеспечивает перевод обучающихся, воспитанников с согласия родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа. Кроме того, в силу п. 82 Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" при ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями). Таким образом, в данном случае согласие родителей на перевод обучающихся в другие общеобразовательные учреждения не требуется.

Довод заявителя о том, что в случае отсутствия экспертной оценки решение о реорганизации признается недействительным с момента его вынесения, не имеет под собой основания, так как суду было представлено заключение экспертной комиссии от 06.05.2011 года о необходимости преобразования МБОУ ООШ д. Старокузяково в МБОУ НОШ д. Старокузяково.

Согласно экспертной оценке от 06.05.2011 года реорганизация МБОУ ООШ д. Старокузяково в МБОУ НОШ д. Старокузяково не повлечет неблагоприятных последствий для обеспечения образования, воспитания, развития детей.

В проведенной оценке специалистами проанализировано количество обучающихся детей, плановая наполняемость классов, размер финансирования, исходя из количества обучающихся и сокращения численности педагогических работников, исходя из этого, сделан вывод о целесообразности проведения реорганизации образовательного учреждения.

В экспертной оценке также отмечается о том, что организация учебной деятельности создаст условия для формирования у учащихся коммуникативной и социальной компетентности. Им будут обеспечены современные условия обучения, вариативность, углубленное изучение предметов, что положительно скажется на качестве образования.

То обстоятельство, что при вынесении оспариваемого постановления не учтен ряд вопросов, необходимых для исследования, по мнению заявителя, в частности о том, что:

- учащиеся 5-8 классов будут обучаться в МБОУ СОШ д. Ишлы с проживанием в пришкольном интернате, в результате чего нарушаются права детей жить и воспитываться в семье;

- не учтены социально-экономические последствия реорганизации, так как школа является единственным социально-экономическим и культурным центром для жителей д. Старокузяково и д. Муксин;

- отсутствует экономическое обоснование намеченных изменений, в том числе, не приведены сведения о затратах по образовательному учреждению в течение календарного года до и после реорганизации (данные должны быть по реорганизуемой школе и по школе, в которую будут переведены дети), а также не приведены сведения о дополнительных расходах, связанных с реорганизацией (на организацию подвоза учащихся, содержание пришкольного интерната, на обеспечение занятости высвобождаемых работников и так далее);

- реорганизация затрагивает права детей, но при этом мнения детей не учтены;

- родители и дети выбирают свою школу, а не ту, которую им навязывают;

- количество детей и наполняемость классов не является основанием для закрытия классов в школах;

- количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения, включая малокомплектное, расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения;

- целесообразность реорганизации учреждения не обоснована, а финансовые затраты при реорганизации учреждения только увеличатся, что у них есть возможность увеличения количества учеников, а с 2016 года ожидается его рост;

- мост находится в аварийном состоянии, его ремонта не было, нет акта приемки моста;

- автобус не соответствует требованиям, не рассчитан на 19 человек само по себе не является достаточным для признания оспариваемого постановления незаконным, поскольку целевое назначение объекта социальной инфраструктуры - МБОУ ООШ д. Старокузяково не претерпело существенных изменений (общеобразовательная школа реорганизована в начальную общеобразовательную школу) и его изменение не привело к нарушению прав детей. Кроме того, эти обстоятельства не имеют правового значения для решения вопроса о законности оспариваемого постановления, поскольку оно не определяет варианты дальнейшего обучения учащихся реорганизуемой школы, маршруты и способы перевозки учащихся в другие населенные пункты.

Вместе с тем, в случае осуществления перевозки детей с нарушением требований безопасности заявитель и другие заинтересованные лица вправе оспорить бездействие органов, в ведении которых находится обеспечение безопасности дорожного движения.

В силу п.2 ст.13 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона под социальной инфраструктурой для детей понимается система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления.

Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

То есть цель установленных законодателем специальных условий, при которых собственник может принять решение об изменении целевого назначения объекта социальной инфраструктуры для детей, - это обеспечение соблюдения прав детей.

В процессе судебного разбирательства суду не было представлено доказательств нарушения прав детей оспариваемым постановлением администрации.

Довод заявителя о том, что государство обязано обеспечить реализацию конституционно гарантированного права любого ребенка на получение образования, поэтому для малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся также не может быть принят во внимание судом, поскольку Конституцией РФ каждому, включая детей, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, а потому права детей на получение образования не ставятся законодателем в зависимость от норматива финансирования конкретной школы.

В рамках исполнения оспариваемого постановления администрацией муниципального района Аургазинский район были даны следующие указания: утвердить и зарегистрировать устав МБОУ НОШ д. Старокузяково в новой редакции, подготовить передаточный акт, проект штатного расписания, обеспечить права и законные интересы обучающихся образовательного учреждения на продолжение образования в преобразуемом образовательном учреждении в соответствии с действующим законодательством, провести разъяснительную работу с родителями обучающихся о целесообразности проведения мероприятий по преобразованию.

По результатам проводимой реорганизации из школы выбывают МБОУ СОШ с. Ишлы учащиеся 5-8 классов в количестве 11 человек.

С целью улучшения транспортировки учащихся выделен автобус для доставки учащихся в учебное заведение от места жительства и обратно.

Таким образом, каких-либо достоверных доказательств того, что изменением целевого назначения школы нарушаются права детей, в том числе и ФИО, судом не установлено.

Судом также не добыто и доказательств того, что оспариваемым постановлением нарушаются права педагогических работников, в том числе и заявителя, поскольку из объяснений представителя администрации Дубинской Е.П. следует, что учителя реорганизуемой школы будут переведены работниками МБОУ СОШ с. Ишлы.

Кроме того, как разъяснено в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", в случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения.

При таких обстоятельствах, суд считает, что отсутствуют правовые основания для признания оспариваемого постановления администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан незаконным и оставления МБОУ ООШ д. Старокузяково в прежнем статусе.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении заявления Сафина Ф.М,, действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери ФИО, об оспаривании решения администрации муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан о реорганизации муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа д. Старокузяково в муниципальное бюджетное образовательное учреждение начальная общеобразовательная школа д. Старокузяково.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья подпись.

Решение на 14.09.2011 г. в законную силу не вступило.