Дело № 2-224/2012 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации с. Толбазы 30 января 2012 г. Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Мухаметзяновой Р.Р., при секретаре Сафиной Р.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гузина Ш.М. оспаривании действий должностного лица, установил: Гузин Ш.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий должностного лица, указав, что 27.10.2010 г. он обратился в администрацию Аургазинского района РБ с заявлением о предоставлении ему жилого помещения или получения субсидии для приобретения жилья как ветерану Великой Отечественной войны согласно требованиям ФЗ «О ветеранах» и Указа Президента РФ от 7.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг», которое было направлено в администрацию сельского поселения Михайловский сельсовет МР Аургазинский район, что письмом от 27.12.2010 г. ему было отказано в постановке на учет как нуждающемуся в улучшении жилищных условий в связи с тем, что норма жилой площади составляет 12 кв. м на одного человека и жилой дом, в котором он проживает, не признан ветхим, что, действительно, он проживает в доме вместе с дочерью - Гузиной З.Ш. который принадлежит ей на праве собственности, и по общим нормам обеспечения жилой площадью, установленной ст.52 Жилищного кодекса, обеспечен. Однако, в соответствии с Указом президента РФ от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 гг» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, что в соответствии со ст. 13 ФЗ «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей, в числе других - получение и содержание жилых помещений, что согласно п. 3 ч. 1 ст.15 закона «О ветеранах» предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона, что участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения, что из приведенных выше норм закона следует, что право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем имеют те участники ВОВ, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий - независимо от оснований признания их нуждающимися, что закон «О ветеранах» является нормативным правовым актом непосредственного прямого действия, что субъекты Федерации своими актами не могут ограничить права ветеранов, предусмотренные этим Законом, что в соответствии со ст.11 ФЗ «О ветеранах», законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные акты субъектов Федерации, ограничивающие права и льготы ветеранов, предусмотренные упомянутым Федеральным законом, являются недействительными ( Бюллетень Ферховного Суда Российской Федерации. 1998. № 7. С. 19-20). Считает, что решение администрации сельского поселения Михайловский сельсовет МР Аургазинский район об отказе во включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий необоснованно и незаконно, как противоречащее требованиям ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» и положений Указа Президента РФ № 714 от 7 мая 2008 г. Просит: восстановить допущенное нарушение его права; признать его, ветерана ВОВ, нуждающимся в улучшении жилищных условий независимо от оснований признания нуждающимся; включить его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий; выдать постановление о постановке его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявитель на суд не явился, его представители Хасанов Р.Ф. и Гузин Р.Т., действующие по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержали заявленные требования в суде. Представитель заявителя Хасанов Р.Ф. просил письмо СП Михайловский сельсовет считать незаконным, суду пояснил, что участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, независимо от их имущественного положения, что право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем имеют те участники ВОВ, которые признаны нуждающимися в улучшении жилья, независимо от оснований признания их нуждающимися, что субъекты РФ своими актами не могут ограничить права ветерана, что эти акты на основании ст. 11 ФЗ О ветеранах являются недействительными. Считает действия должностного лица - письмо СП Михайловский с/с незаконное. Просит обязать СП Михайловский сельсовет включить Гузина Ш.М. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдать постановление о постановке его на учет. Представитель заявителя Гузин Р.Т., поддержав заявленные требования, пояснил суду, что дом сначала принадлежал заявителю Гузину, что в связи с возрастом он свой дом подарил дочери Гузиной З.Ш., что с дочерью <данные изъяты> заявитель живут вместе в одном доме, что дочь ухаживает за ним, вместе питаются, ведут одно хозяйство. Представитель ответчика - глава СП Михайловский сельсовет Кудашев Н.З., не признав заявленные требования, пояснил суду, что межведомственная комиссия созывается в том случае, если есть заявление о признании жилья ветхим, что если не хватает квадратных метров созывается жилищно-бытовая комиссия, что конкретного заявления по какому из этих оснований поставить заявителя на учет, не было, что не было от Гузина Ш.М. заявления и поэтому не было комиссии. Считает письмо СП Михайловский сельсовет правильным. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими оставлению без удовлетворения. Из материалов дела видно, что Гузин Ш.М. зарегистрирован и проживает в доме общей площадью <данные изъяты> кв.м по адресу: ..., который принадлежит на праве собственности его дочери Гузиной З.Ш.. Иного жилого помещения в настоящее время заявитель в собственности не имеет. Судом установлено, что Гузин Ш.М. является ветераном Великой Отечественной войны и в силу Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах" относится к категориям граждан, которые, не являясь малоимущими, имеют право встать на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. 27 декабря 2010 года главой сельского поселения Михайловский сельсовет администрации муниципального района Аургазинский район заявителю отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по основанию обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы. Разрешая вопрос о правомерности отказа заявителю в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по основанию обеспеченности общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи более учетной нормы, суд руководствуется ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями которой предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В силу указанной нормы гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Согласно ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Суд считает, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимной заботой членов семьи, ответственностью друг перед другом, а также ведением общего хозяйства. Как видно из объяснений представителя заявителя Гузина Р.Т., дом сначала принадлежал заявителю Гузину, что в связи с возрастом он свой дом подарил дочери Гузиной З.Ш., что с дочерью <данные изъяты> заявитель живут вместе в одном доме, что дочь ухаживает за ним, вместе питаются, ведут одно хозяйство. Заявитель Гузин Ш.М. проживает в доме по адресу: <данные изъяты>, продолжает проживать в жилом помещении после получения свидетельства о праве собственности Гузиной З.Ш. ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ собственник дома Гузина З.Ш. вселила Гузина Ш.М. в свой дом в качестве члена семьи собственника, и его право пользования вышеуказанным жилым помещением никем не оспаривается. В соответствии с ч.ч. 4 и 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Решением Совета депутатов Аургазинский район учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет 12 кв. м и менее общей площади жилого помещения на 1 человека. В соответствии с выпиской из похозяйственной книги № на хозяйство, расположенное по адресу: ... общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв. м., год постройки ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, из представленных сторонами доказательств и исходя из пояснений сторон у администрации СП Михайловский сельсовет не было оснований для признания заявителя Гузина Ш.М. нуждающимся в жилом помещении. С заявлением о признании жилья ветхим Гузин Ш.М. в администрацию СП Михайловский сельсовет не обращался. Суд считает, что то обстоятельство, что жилой дом по адресу ... котором проживает заявитель принадлежит на праве собственности Гузиной З.Ш. от ДД.ММ.ГГГГ не может служит основанием для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Статья 51 ЖК РФ содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Суд считает, что право собственности Гузиной З.Ш. на жилой дом оформлено с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Поскольку установленный ст. 53 ЖК РФ 5 лет со дня оформления права собственности не прошло, оснований для постановки Гузина Ш.М. на учет как нуждающегося в жилых помещениях также не имеется. Руководствуясь ст. ст.191-197, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Отказать Гузину Ш.М. в удовлетворении заявления об оспаривании действий должностного лица. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Аургазинский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме. Решение принято в окончательной форме 1 февраля 2012 г. Председательствующий судья: подпись Решение на 03.02.2012 г. в законную силу не вступило.