Дело № 2-252/2012щ Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 29 февраля 2012 года с. Толбазы Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Набиевой А.З., при секретаре Амирхановой М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан незаконным и об обязании произвести текущий ремонт автомобильной дороги. У С Т А Н О В И Л: Прокурор Аургазинского района обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившегося в непроведении текущего ремонта автомобильной дороги незаконным и об обязании произвести текущий ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул.Советская и ул.Ленина с. Ишлы Аургазинского района. В обоснование требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Аургазинского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что проезжая часть по ул.Советская и ул.Ленина с. Ишлы Аургазинского района не соответствует требованиям безопасности дорожного движения. В нарушение требований ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на проезжей части вышеназванных улиц имеются многочисленные ямы, выбоины. По мнению прокурора, данные нарушения препятствуют безопасному передвижению автомобилей. В судебном заседании прокурор Батталова Р.Р., поддержав требования, пояснила о том, что лабораторные исследования не производились, что имеется справка, подписанная главой сельского поселения. На этих основаниях просила признать бездействие органа местного самоуправления незаконным и обязать его произвести текущий ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения по ул. Советская и ул. Ленина с. Ишлы Аургазинского района. Представитель органа местного самоуправления - глава администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан Насырова Г.С., возражая против требований, суду пояснила о том, что на сегодня средств нет, что ремонт требуется на все дороги, во всех улицах, что есть более сложные улицы, что инструментальных исследований улиц не проводилось, что было лишь исследовано визуально, с участием представителей прокуратуры и ОГИБДД, что в ходе проверки по ул.Советская и ул.Ленина специалисты не привлекались. Выслушав заявителя, представителя органа местного самоуправления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статьей 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", предусмотрено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ относится к вопросам местного значения. Пунктом 6 статьи 13 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" (далее Закон об автомобильных дорогах и дорожной деятельности) установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. При этом п.6 ст.3 названного Закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ч.4 ст.17 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. В целях реализации пункта 4 статьи 17 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150 "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог", утвержден «Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог» (далее Порядок). Согласно п.5 данного Порядка, при проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельство о проверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр, средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным. В соответствии с п.6 и п.7 Порядка в процессе диагностики автомобильных дорог определяются: 1) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям постоянных (незначительно меняющихся в процессе эксплуатации или меняющихся после реконструкции и капитального ремонта) параметров и характеристик автомобильной дороги (технический уровень автомобильной дороги): ширина проезжей части и земляного полотна; высота насыпи и глубина выемки; габариты искусственных дорожных сооружений; наличие элементов водоотвода; 2) параметры и характеристики автомобильной дороги, определяющие степень соответствия нормативным требованиям переменных параметров и характеристик автомобильной дороги, организации и условий дорожного движения, изменяющихся в процессе эксплуатации автомобильной дороги (эксплуатационное состояние автомобильной дороги): продольная ровность и колейность дорожного покрытия; сцепные свойства дорожного покрытия и состояние обочин; прочность дорожной одежды; объем и вид повреждений проезжей части, земляного полотна и системы водоотвода, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения. В силу пп.1 п.7 по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги устанавливается степень соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги требованиям технических регламентов. В обоснование своих требований заявителем в качестве доказательства суду представлена справка проверки прокуратурой Аургазинского района РБ исполнения законодательства о безопасности дорожного движения от 20 октября 2011 года. Из содержания справки следует, что проезжая часть по ул.Советская и ул.Ленина с. Ишлы Аургазинского района не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, что в нарушение требований ГОСТа Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» на проезжей части вышеназванных улиц имеются многочисленные ямы, выбоины, которые препятствуют безопасному передвижению автомобилей. Упомянутую справку и доказательства, представленные в судебное заседание в виде фотографий, на которых отображено повреждение дорожного покрытия, суд считает не достаточными и не бесспорными для установления юридически значимых обстоятельств по делу, так как согласно п.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Таким образом, суд считает, что одного лишь указания в упомянутой справке о том, что проезжая часть по ул.Советская и ул.Ленина с. Ишлы Аургазинского района не соответствует требованиям безопасности дорожного движения, не является достаточным основанием для признания бездействия администрации СП Ишлинский сельсовет по непроведению ремонта дороги незаконным и обязании её произвести такой ремонт, поскольку необходимость его удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти и устанавливается после определения несоответствия транспортно -эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. Как следует из объяснений заявителя и представителя органа местного самоуправления контрольные осмотры либо обследования дорог с участием соответствующих органов исполнительной власти не проводились, результаты не оформлялись, а потому суд не находит оснований для признания бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании его произвести текущий ремонт дороги. Вместе с тем, в силу ч.3 ст.246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований. На основании ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Согласно п.6 ст.3 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, дорожная деятельность представляет собой, в том числе и деятельность по содержанию автомобильных дорог. В соответствии с ч.ч.2 и 3 ст.17 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. На основании п.1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 № 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Согласно п.п.«в» п.2 ст.12 Приказа Минтранса РФ от 12.11.2007 № 160 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них" в состав работ по содержанию входят по дорожным одеждам: устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий. Учитывая те факты, что присутствие на проезжей части ул.Советская и ул.Ленина с. Ишлы Аургазинского района многочисленных ям и выбоин не оспаривалось представителем органа местного самоуправления, что эти деформации и повреждения дорожного покрытия могут препятствовать безопасному передвижению автомобилей, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны органа местного самоуправления деятельности по содержанию автомобильных дорог, что указывает на бездействие последнего. Довод представителя органа местного самоуправления об отсутствии в бюджете поселения средств на финансирование деятельности по содержанию дорог, суд находит несостоятельным, поскольку отсутствие денежных средств само по себе не освобождает от обязанности осуществлять такую деятельность, возложенную на него законом. Таким образом, суд считает, что администрация СП Ишлинский сельсовет не исполняет возложенную на неё законом обязанность по осуществлению дорожной деятельности, а потому в соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ принимает решение признании её бездействия незаконным и об обязанности произвести работы по устранению деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок) дорожных покрытий проезжей части по ул.Советская и ул.Ленина с. Ишлы Аургазинского района РБ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Отказать в удовлетворении заявления прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан незаконным и об обязании произвести текущий ремонт автомобильной дороги. Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан, выразившееся в неосуществлении деятельности по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения по ул.Советская и ул.Ленина с. Ишлы Аургазинского района Республики Башкортостан. Обязать администрацию сельского поселения Ишлинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан произвести работы по устранению деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок) дорожных покрытий проезжей части по ул.Советская и ул.Ленина с. Ишлы Аургазинского района Республики Башкортостан. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан. Председательствующий судья: подпись. Решение на 21.03.2012 г. в законную силу не вступило.