Дело №2-558/2012 по иску Прокурора Аургазискного р-на к администрации СП Семенкинский с/с МР Аургазинский р-н РБ о признании незаконным бездействия в сфере исполнения законодательства о рассмотрении обращений граждан.



Дело № 2-558/2012      

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 мая 2012 года                                                                                    с. Толбазы

Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Набиевой А.З.,

при секретаре Амирхановой М.Т., с участием помощника прокурора Аургазинского района РБ Батталовой Р.Р. и представителя ответчика - главы администрации сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ Ишбулдина И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ о признании бездействия в сфере исполнения законодательства о рассмотрении обращений граждан незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Аургазинского района обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ о признании бездействия в сфере исполнения законодательства о рассмотрении обращений граждан незаконным.

В обоснование требований прокурор ссылается на то обстоятельство, что прокуратурой Аургазинского района проведена проверка исполнения законодательства при рассмотрении обращений и жалоб граждан в деятельности сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ, в ходе которой было установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Закона Республики Башкортостан от 12.12.2006 г. № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан сельским поселением Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ не разработаны и в установленном порядке не утверждены, соответственно анализ разрешенных обращений не производится, информация в сети «Интернет» и в печатных изданиях не публикуется

По мнению прокурора, отсутствие указанных нормативных правовых актов в сфере рассмотрения обращений граждан является коррупционным фактором

В судебном заседании прокурор Батталова Р.Р., поддержала заявленные требования, просила суд их удовлетворить.

Представитель ответчика - глава администрации сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ Ишбулдин И.Г., в судебном заседании согласился с требованиями прокурора Аургазинского района РБ и доводами изложенными в заявлении, суду показал, что в настоящее время ведется работа над устранением выявленного прокуратурой Аургазинского района нарушения.

Выслушав представителя истца - помощника прокурора Аургазинского района РБ Батталову Р.Р., представителя ответчика - главу администрации сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ Ишбулдина И.Г., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч. 3 ст. 91 Закона Республики Башкортостан от 12.12.2006 № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» органы местного самоуправления осуществляют анализ рассмотрения обращений граждан за полугодие и истекший год. Указанный анализ содержит информацию о количестве поступивших, переадресованных и рассмотренных письменных обращений, обращений в форме электронного документа, о местах, днях и часах приема граждан, о количестве граждан, принятых на личном приеме, об уполномоченных лицах по личному приему граждан, о тематике обращений, о принятых по результатам рассмотрения обращений мерах, в том числе о принятых нормативных правовых и иных актах. Порядок осуществления анализа рассмотрения обращений граждан устанавливается нормативным правовым актом соответствующего органа.

Анализ рассмотрения обращений граждан за полугодие и истекший год размещается органами местного самоуправления сельских поселений соответственно не позднее 1 сентября и 1 марта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в средствах массовой информации или обнародуется иным образом. Порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан устанавливается нормативным правовым актом соответствующего органа.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» основными принципами обеспечениядоступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются: открытость и доступность информации о Деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления может обеспечиваться следующими способами: размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается в пределах своих полномочий государственными органами, органами местного самоуправления.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.

В соответствие с требованиями ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" не может быть ограничен доступ, в том числе, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (за исключением сведений, составляющих государственную или служебную тайну).

Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечивать доступ, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", к информации о своей деятельности на русском языке и государственном языке соответствующей республики в составе Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Лицо, желающее получить доступ к такой информации, не обязано обосновывать необходимость ее получения.

Бездействие органа местного самоуправления в части не проведения анализа обращений и не размещения его в сети «Интернет» и в печатных изданиях, свидетельствует о том, что в сельском поселении Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан не принимаются надлежащие меры по исполнению законодательства об обращениях граждан, в связи с чем, нарушаются права неопределенного круга лиц на доступ и получение информации о деятельности органов местного самоуправления.

Кроме того, бездействие в сфере исполнения органами местного самоуправления действующего законодательства в сфере противодействия коррупции влечет неисполнение требований государственной антикоррупционной политики, что в результате подрывает авторитет государственных и муниципальных органов, создает препятствия в искоренении коррупции в целом.

Согласно справке по результатам проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства при рассмотрении обращений и жалоб граждан от 24.04.2012 г., проведенной прокуратурой Аургазинского района РБ проверкой установлено, что ответчик - администрация сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ, не исполняет требования выше вышеперечисленных федерального и республиканского законодательства, а именно в не разработан Порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан и в установленном порядке не утвержден, в связи с чем анализ разрешенных обращений не производится, информация в сети «Интернет» и в печатных изданиях не публикуется. Представитель ответчика с данной справкой ознакомлен, копия справки ему вручена.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора Аургазинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц Российской Федерации к Администрации сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район РБ о признании бездействия в сфере исполнения законодательства о рассмотрении обращений граждан незаконным в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 254-258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан по не разработке и не принятию нормативного правового акта, регламентирующего Порядок осуществления анализа рассмотрения обращений граждан и Порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан.

Обязать администрацию сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий Порядок осуществления анализа рассмотрения обращений граждан и Порядок обнародования анализа рассмотрения обращений граждан.

Обязать администрацию сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан организовать работу по обобщению анализа рассмотрения обращений граждан и опубликовать указанный анализ в сети «Интернет», на сайте сельского поселения, либо на сайте администрации района.

Взыскать с администрации сельского поселения Семенкинский сельсовет муниципального района Аургазинский район в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья подпись

Решение по состоянию на 04.06.2012 г. не вступило в законную силу