Дело № 2-642/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 июля 2012 года село Толбазы Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Буляккуловой Н.И., с участием истца Биккининой Р.И., ее представителя Ризвановой Г.Н., представителя ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ Кузьминой Р.Х. по доверенности, при секретаре Акбашевой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Биккининой Р.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по РБ в Аургазинском районе о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, У С Т А Н О В И Л: Истец Биккинина Р.И. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.02.2001 года №173-ФЗ. 25 июля 2011 года ознакомлена с решением Управления Пенсионного фонда об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей. В педагогический стаж не засчитали период трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - работу в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних при исполкоме райсовета - 07 лет 09 месяцев 01 дней. Свои исковые требования истец выдвигает по следующим основаниям. Министерство труда и социального развития РФ постановлением от 17.10.2003 года утвердило по согласованию с Пенсионным фондом РФ разъяснение №4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст.ст.27, 28, 30 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Этим разъяснением определено, что при подсчете страхового стажа в целях определения права на пенсию, в том числе досрочно назначаемую за особые условия труда, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались в общий и специальный стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Кроме этого, при подсчете спецстажа отдельных профессиональных групп работников, можно также применить нормативные акты, регулировавшие вопросы пенсионного обеспечения отдельных групп работников. В данном случае, в утвержденном Постановлением Совминистров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положении о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, указано, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях в должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-п, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшими на момент приобретения права. Исходя из содержащегося в ч.2 ст.55 Конституции РФ запрета издавать законы, отменяющие или ухудшающие права и свободы граждан, в том числе право на социальное обеспечение по старости, новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обратившихся за пенсией, обратной силы иметь не может. Следовательно, если трудовая деятельность гражданина и иные, приравненные к ней периоды, по действовавшему в то время законодательству засчитывались в выслугу лет, а после принятия нового закона гражданин продолжает работать в условиях, при которых его работа также подлежит включению в специальный стаж, ранее приобретенные и пенсионные права сохраняются, соответственно, на настоящее время истец считает, что имеются все основания для обращения в Пенсионный фонд для назначения досрочной трудовой пенсии, а у Пенсионного фонда отсутствуют основания для вынесения отказа в ее назначении. Истец не согласен с данным решением, просит обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ включить период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год 7 лет 9 месяцев 1 день в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних при исполкоме Аургазинского районного совета народных депутатов Республики Башкортостан, в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, признать право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, решение Управления Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии отменить. Биккинина Р.И. и ее представитель - Ризванова Г.Н. (удостоверение №, ордер № от ДД.ММ.ГГГГ) на судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дали соответствующие объяснения. При этом истец Биккинина Р.И. мотивировала свою позицию доводами аналогичными содержащимся в исковом заявлении. В дополнении своих доводов истец Биккинина Р.И. указала на то, что период ее работы в должности ответственного секретаря по делам несовершеннолетних при райисполкоме с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в льготный стаж педагогической деятельности в соответствии с подп. «б» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397, которым предусматривалась возможность включения в стаж работы по специальности которая дает право на пенсию за выслугу лет, работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях. Представитель ответчика УПФ РФ по РБ в Аургазинском районе - Кузьмина Р.Х. (по доверенности) иск не признала, пояснила, что в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а также Правил исчисления таких периодов работы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 при рассмотрении документов, представленных истцом для досрочного назначения пенсии по старости спорные периоды работы истца исключены. Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Согласно разъяснению содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» от 20 декабря 2005 г. № 25, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом Российской Федерации, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, подлежат рассмотрению в порядке искового производства. Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст.4 Гражданского Кодекса РФ). Федеральный закон от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданином до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, в том числе права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В соответствии со ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Постановлением Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года N 2-П по вопросам пенсионного обеспечения сделан вывод о том, что вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан. У граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняется ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. Согласно п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения по личному составу №-р исполкома Аургазинского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ Бухарметова Р.И. принята на должность секретаря комиссии по делам несовершеннолетних при исполкоме райсовета, с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения по личному составу №60-р исполкома Аургазинского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР от ДД.ММ.ГГГГ секретарь комиссии по делам несовершеннолетних Бухарметова Р.И. переведена на должность заведующей отделом ЗАГС на время очередного и декретного отпусков заведующей отделом ЗАГС Газизовой Р.Я., что подтверждается записью в трудовой книжке и архивной справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной администрацией муниципального района Аургазинский район (л.д. 3, 5) Как усматривается из решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, когда истец работал в секретарем комиссии по делам несовершеннолетних при исполкоме райсовета, не включен в подсчет специального стажа истца, так как наименование данной должности, так и учреждения не предусмотрены Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от 29.10.2002 года. В соответствии с абз.1 ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Аналогичное положение закреплено в п.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 года №555. Согласно п.4 положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 12.09.1990 г. №369/16-52, также было предусмотрено, что основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка. Пунктом 23 вышеуказанного Положения было предусмотрено, что в тех случаях, когда в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на пенсию на льготных условиях, установленных для отдельных категорий работников, в подтверждение специального трудового стажа принимаются уточняющие справки предприятий или организаций. Как следует из копии трудовой книжки Биккинина Р.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала секретарем комиссии по делам несовершеннолетних, которая не относится к работе на выборной должности в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях. Кроме того, работу Биккининой Р.И. о принятии на указанную должность подтверждают представленные в материалы дела архивная справка администрации муниципального района Аургазинский район № от ДД.ММ.ГГГГ. В силу Положения от 17 декабря 1959 года №1397 учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях в должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, при условии, что не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. В соответствии со ст.5 Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 года, предусматривала введение должности ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних для осуществления текущей работы и контроля над выполнением решений комиссии в исполнительных комитетах Советов народных депутатов, что также подтверждают представленные в материалы дела протокол первой сессии Аургазинского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР ХVII созыва от 1 марта 1980 года, протокол первой сессии Аургазинского районного Совета народных депутатов Башкирской АССР девятнадцатого созыва, в связи с чем суд приходит к выводу, что работа истца в указанный период не относится к работе на выборной должности в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях. Согласно Положения «О комиссиях по делам несовершеннолетних», данная организация не является общественной и должность ответственного секретаря комиссии по делам несовершеннолетних не является выборной. Таким образом, следует, что Биккинина Р.И. в спорный период, работала не в общественной организации и не на выборной должности. Поэтому к ней не могут быть применимы правовые положения предусмотренные подпунктом «б» пункта 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397. Законодательством действовавшим как в период работы истца Биккининой Р.И. в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних, так действовавшим и позднее не предусматривалась возможность включения в специальный стаж работы дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, работы в должности секретаря комиссии по делам несовершеннолетних. Поэтому период работы истца Биккининой Р.И. в должности секретаря по делам несовершеннолетних при исполкоме райсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп. 19 п.1 ст. 27 закона о трудовых пенсиях Таким образом, суд пришел к выводу о необходимости в отказе удовлетворения исковых требований Биккининой Р.И. На основании изложенного, руководствуясь ст. 39 Конституции РФ, ст.28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Биккининой Р.И. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ по РБ в Аургазинском районе о признании права на досрочное пенсионное обеспечение - отказать. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца в апелляционном порядке со дня принятия его в окончательной форме через Аургазинский районный суд. Решение принято в окончательной форме 20.07.2012 года Судья подпись. Решение на 09.08.2012 г. в законную силу не вступило.