Дело № 2-37 /2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Толбазы 27 января 2011 г.
Аургазинский районный суд Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Мухаметзяновой Р.Р.,
при секретаре Сафиной Р.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зубаирова И.Ф. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Зубаиров И.Ф. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Аургазинском районе РБ об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, указав, что ДД.ММ.ГГГГ г. решением № ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости со ссылкой на отсутствие требуемого стажа на соответствующих видах работ, а именно не учтены периоды:
- службы в Вооруженных Силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ г.;
- нахождения на курсах повышения квалификации с
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ., продолжительностью 00 л. 01 мес. 08 дней.
С данным решением истец не согласен, так как до 1993 года действовали Списки, утвержденные постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. № 1397 в соответствии с которыми в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости включались периоды службы в составе Вооруженных Сил СССР. Истец также ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ № 2-П.
Просит признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Аургазинском районе РБ в части отказа включить в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периоды прохождения действительной военной службы в составе Вооруженных сил СССР, нахождения на курсах повышения квалификации, включить в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости данные периоды, признать за ним право на досрочную трудовую пенсию по старости и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в Управление пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ с ДД.ММ.ГГГГ г.
В отзыве на исковое заявление ответчиком указывается на то, что в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью может быть засчитана не любая деятельность, а только та, которая протекала в учреждениях и должностях, предусмотренных «Списками профессий и должностей, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29.10.2002 г. Разделами «Наименование должностей и учреждений» указанных Списков служба в Вооруженных Силах не предусмотрена, поэтому период службы не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Также не засчитываются периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации так как в соответствии с п.п. 4, 5 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков, что Постановление № 1397 от 17.12.1959 г., на которое ссылается истец, не применяется на территории РФ в соответствии с Постановлением № 953 от 22.09.1993 г.
В судебном заседании истец Зубаиров И.Ф., поддержав требования, пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ года он обратился в ГУ УПФ в Аургазинском районе РБ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, но ему было отказано по причине, что не хватает требуемого стажа, ответчиком в стаж не включено периоды службы в рядах вооруженных силах СССР и 1 мес. 8 дней прохождение курсов по повышению квалификации, что до призыва в армию он учился в училище на <данные изъяты> после армии работал в <данные изъяты>
Представитель ответчика - УПФ в Аургазинском районе РБ Кузьмина Р.Х. (доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ г.), не признав иск, суду пояснила о том, что годы службы в армии Списком не предусмотрены и не включается в специальный стаж, что Зубаиров И.Ф. до службы в ВС СССР не занимался педагогической деятельностью и после армии не продолжал сразу работать в школе. В специальный стаж включаются периоды, если работник в течение рабочего дня занимается педагогической деятельностью. В периоды нахождения на курсах повышения квалификации Зубаиров И.Ф. педагогической деятельностью не занимался.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.
Согласно ст.27 п.1 пп.19 ФЗ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. (в ред. от 30.06.2009 г.) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости по п.1 ст.27 этого Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения пенсии утверждаются Правительством РФ (п.2 ст.27).
Как видно из материалов дела Зубаиров И.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ принят на работу учителем <данные изъяты> средней школы. С этого времени по настоящее время он занимается педагогической деятельностью и его педагогический стаж составил более 23 лет.
Согласно военного билета на имя Зубаирова И.Ф. он проходил военную службу в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ г.
Из объяснений истца следует, что до призыва в армию он учился в училище на <данные изъяты> после армии работал в <данные изъяты>
Таким образом, Зубаиров И.Ф. до призыва в армию и после демобилизации не занимался педагогической деятельностью.
В период военной службы истца действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (этот документ утратил силу на территории РФ 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. № 953).
В соответствии с указанным Положением, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет засчитываются служба в составе Вооруженных сил СССР ( п.п. «г» п.1), а также время обучения в педагогических учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (п.2). Время работы, указанной в п. 1,2 и 3 Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию ( п.4).
Таким образом, период прохождения действительной военной службы Зубаирова И.Ф. в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ г. не подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
Что касается требования о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, то суд считает, что прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд. А потому это требование подлежит удовлетворению.
Исковое требование Зубаирова И.Ф. о назначении досрочной трудовой пенсии подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии у него отсутствовал необходимый 25 - летний стаж педагогической деятельности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Удовлетворить исковые требования Зубаирова И.Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Аургазинском районе РБ в части и признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ года незаконным в части отказа в зачете в педагогический стаж Зубаирова И.Ф., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации ДД.ММ.ГГГГ., продолжительностью 00 л. 01 мес. 08 дней, и обязать ГУ-УПФ РФ в Аургазинском районе РБ включить эти периоды в педагогический стаж Зубаирова И.Ф., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Отказать в удовлетворении исковых требований Зубаирова И.Ф. к ГУ-УПФ РФ в Аургазинском районе РБ в части зачета в педагогический стаж Зубаирова И.Ф., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды прохождения действительной военной службы в составе Вооруженных сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 г. 00 мес. 06 дней, признания за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года и в части возложения обязанности на ГУ-УПФ РФ в Аургазинском районе РБ назначить Зубаирову И.Ф. досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий судья подпись
Решение на 1 февраля 2011 г. в законную силу не вступил.