№ 2-98/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2011 г. с. Толбазы
Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Набиевой А.З.,
при секретаре Амирхановой М.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Артемьевой В.Д. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Артемьева В.Д. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ об оспаривании решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости.
В обоснование искового требования указано, что упомянутым решением ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В соответствии с этим решением её трудовой стаж по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, с учетом положений постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2001 № 2-П, составляет ДД.ММ.ГГГГ. По мнению истицы, в специальный стаж ответчиком не включён, подлежащий включению в соответствии с действующим законодательством,
периоды нахождения в учебных отпусках:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 20 дн.,
период нахождения на курсах повышения квалификации:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00.мес. 10 дн., а также
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 11 мес. 29 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 07мес. 26 дн..
Истица просила суд признать состоявшееся решение незаконным, обязать ответчика включить в её стаж указанные выше периоды и рассмотреть вопрос о назначении ей трудовой пенсии по старости с момента обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истица поддержала требования в полном объеме.
Не признав иска, представитель ответчика Кузьмина Р.Х. по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ суду пояснила том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребенком, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации и периоды нахождения её в учебных отпусках не засчитываются в специальный трудовой стаж. На этих основаниях представитель ответчика просила в иске отказать.
Суд, выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу пп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста.
Из смысла Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретённые права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права. При оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчёта государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В оспариваемый Артемьевой В.Д. период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РСФСР от 09.12.1971 "Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР" (далее КЗоТ РСФСР).
В силу первоначальной редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР, кроме отпуска по беременности и родам женщине, по ее заявлению, предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения ребенком возраста одного года. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.
В соответствии с Законом РФ от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" положения ст.167 изложены в новой редакции: по желанию женщин им предоставлялся частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с выплатой за этот период пособия по государственному социальному страхованию. Отпуска по уходу за ребенком засчитывались в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности, в том числе и для случаев назначения пенсии на льготных условиях.
Суд считает, что поскольку правовые отношения по поводу предоставления истице отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет возникли и сложились ранее внесенных Законом РФ от 25.09.1992 N 3543-1 изменений в КЗоТ РСФСР, то по вступлении изменений в законную силу эти отношения не могут быть автоматически прекращены, так как закон, ухудшающий положение лица, не имеет обратной силы, а соответственно и не подлежит применению к данным правовым отношениям.
Что касается требования о включении в специальный стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, то суд считает, что прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью трудовой деятельности истца. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем производились соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд. А потому это требование также подлежит удовлетворению в полном объеме.
Что касается требования о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периодов нахождения истца в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 20 дн., то суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях. Согласно п. 5 этих Правил в специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В качестве льгот для работников, совмещающих учебу с обучением на основании ст. 198 КЗоТ РСФСР, действовавшей в рассматриваемый период (ДД.ММ.ГГГГ), лицам, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставлялся отпуск с сохранением заработной платы.
Учитывая, что в период ДД.ММ.ГГГГ годы истица работала на должности и в учреждении, работа в которых подлежит включению в специальный стаж, суд считает возможным включить период нахождения истца в дополнительных оплачиваемых учебных отпусках в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд считает, исключение из педагогического стажа истицы периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 11 мес. 29 дн. и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ незаконным, так как согласно справки № от ДД.ММ.ГГГГ ей отпуск по уходу за ребенком предоставлен с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 года №3543- 1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», который вступил в силу с 06.10.1992 года. На момент предоставления <данные изъяты> отпуска по уходу за ребенком, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ действовал Закон РСФСР от 09.12.1971 года «Об утверждении Кодекса законов о труде РСФСР».
Как видно из вышеназванной справки период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком совпадает с периодом нахождения истицы в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 да., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 20 дней.
Из материалов дела усматривается, что оспариваемым решением истице отказано во включении в специальный стаж
периоды нахождения в учебных отпусках:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 20 дн.,
период нахождения на курсах повышения квалификации:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л.. мес. 10 дн., а так же
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 11 мес. 29 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 07мес. 26 дн.
общей продолжительностью 01 л 09 мес. 13 дн., и на этих основаниях в установлении досрочной пенсии.
Согласно справке МБУ Отдел образования администрации МР Аургазинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ, Артемьева В.Д. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 да. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 20 дн., находилась в учебных отпусках, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. ОО мес. 10 дн., находилась на курсах повышения квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 11 мес. 29 дн., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 07мес. 26 да находилась в отпуске по уходу за ребенком
Таким образом, суд находит требования истца законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
1) Признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ об отказе в установлении пенсии Артемьевой В.Д..
2) Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ включить в специальный стаж Артемьевой В.Д. дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды нахождения в учебных отпусках:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 00л. 00 мес. 10 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 20 дн.,
период нахождения на курсах повышения квалификации:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. ОО.мес. 10 дн., а так же
период нахождения в отпуске по уходу за ребенком:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 11 мес. 29 дн.,
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 07мес. 26 дней.
3) Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ назначить Артемьевой В.Д., как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в государственном учреждении для детей, досрочно трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента обращения с заявлением о её назначении.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: подпись
Решение вступило в законную силу 28.02.2011 г.