№ 2-22/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Толбазы 26 января 2011 г.
Аургазинский районный суд Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Набиевой А.З.,
при секретаре Амирхановой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мусина М.З. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ об оспаривании решения по отказу в назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Мусин М.З. обратился в суд с иском к ГУ - УПФ РФ в Аургазинском районе РБ об оспаривании решения по отказу в назначении и об обязании включить периоды работы в специальный трудовой стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию, указав в обоснование заявленных требований следующее.
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком принято решение за № об отказе в установлении пенсии на основании того, что периоды его работы в должности директора <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 10 лет 11 месяцев 17 дней, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ-19 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24 дня, период его прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 14 дней, в стаж не засчитываются, т.к. в соответствии с п. 8 Списка работа в должности директора учреждения дополнительного образования детей засчитывается за период до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик в своем решении продолжительность его педагогической деятельности определил в 14 лет 01 мес. 05 дней.
Истец считает решение об отказе в установлении ему пенсии в указанной части незаконным, так как ранее действовавшее законодательство позволяло засчитать указанный период, а потому просил состоявшееся решение отменить и обязать ответчика досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости со дня обращения за пенсией, то есть с ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель истца Юнусов А.А. поддержал требование.
Представитель ответчика - ГУ - УПФ в Аургазинском районе РБ Кузьмина Р.Х. (<данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ), не признав иска, суду пояснила следующее.
Период работы в должности <данные изъяты> музыкальной школы
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ-10 л. 11 мес. 17 дн.,
в том числе периоды нахождения в учебных отпусках
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 19 дн.,
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 24 дн.,
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 24 дн. общей продолжительностью 00 л 02 мес. 07 дн. не засчитываются в специальный трудовой стаж истца, т.к. в соответствии с п.п. в п. 8 Списка, работа в должности директора учреждения дополнительного образования детей засчитывается за период до ДД.ММ.ГГГГ
Период прохождения истца действительной военной службы в Вооруженных силах СССР с ДД.ММ.ГГГГ-по ДД.ММ.ГГГГ - 02 л. 00 мес. 13 дн. в стаж педагогической деятельности не засчитываются, т.к. в соответствии с п.п. 4,5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Представитель ответчика также пояснила, что <данные изъяты> музыкальная школа не поименовано в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781. Данная музыкальная школа относится к списку «учреждений» указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений»
В силу подпункта "в" п. 8 Правил работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пп. 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, засчитывается в стаж работы только за период до ДД.ММ.ГГГГ Работа в данных должностях в учреждениях, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела "Наименование учреждений" названного выше Списка, имевшая место после ДД.ММ.ГГГГ, не подлежит зачету в <данные изъяты> стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По мнению представителя ответчика также не соблюдены условия о подсчете льготного стажа, установленных ст. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, согласно которой лицам, осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях <данные изъяты>, установлено, что работа в должностях указанных в пункте 2 раздела "наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условия: на ДД.ММ.ГГГГ у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела N Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований к удовлетворению заявленных требований.
В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 3 ст. 28 данного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7 - 13 п. 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей давала право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", в котором в разделе "название учреждений" были указаны школы всех типов и наименований, а в разделе "название должностей" содержалось указание на должность преподавателя.
С 01.11.1999 применяются Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067.
В п. 1 раздела "наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1067, указана должность "преподаватель"; в п. 1.10 раздела "наименование учреждений" в числе иных учреждений указана музыкальная школа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим <данные изъяты> деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Судом было установлено, Мусин М.З. в спорные периоды работы кроме обязанностей <данные изъяты> музыкальной школы <данные изъяты> выполнял работу в должности <данные изъяты> музыкальной школе, и имел полную нагрузку.
Так согласно справки отдела культуры Администрации муниципального района Аургазинский район РБ видно, что Мусин М.З. ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ-10 л. 11 мес. 17 дн., действительно работал ... <данные изъяты>
Основание: тарификационные списки <данные изъяты>
Из материалов дела следует, что истец был протарифицирован именно как <данные изъяты> получал заработную плату из фонда заработной платы учреждения за выполняемую работу <данные изъяты>
Таким образом, судом установлено, что истец действительно занимал <данные изъяты> должность, но одновременно выполнял и <данные изъяты> деятельность. Данное обстоятельство также подтверждено копией трудовой книжки.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя требования истца, суд руководствуется разъяснениями, данными в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2005 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии"и исходит из того, что суды, в силу Постановления Конституционного Суда РФ N 11-П от 03.06.2004, вправе устанавливать тождественность должностей и учреждений, дающих право на досрочную трудовую пенсию.
В ходе судебного разбирательства судом на основании подробного анализа представленных документов, с учетом характера, специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых функциональных обязанностей по занимаемым должностям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направления деятельности учреждения, в котором работал истец, установлено, что <данные изъяты> является <данные изъяты> учреждением, работающим по типовому положению <данные изъяты> системы Министерства культуры СССР, утвержденному Приказом по Министерству культуры СССР от 17.07.1978 N 515, осуществляющим реализацию <данные изъяты>, имеющим лицензию на <данные изъяты> деятельность, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что Мусин М.З.. в периоды с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работая в указанном <данные изъяты> учреждении, выполнял работу <данные изъяты>, которая предоставляет право на досрочное пенсионное обеспечение.
Кроме того, на основании Устава <данные изъяты>, судом установлено, что <данные изъяты> учреждение <данные изъяты> также осуществляет реализацию <данные изъяты> программ <данные изъяты>, осуществляет свою деятельность в соответствии с Законами Российской Федерации и Республики Башкортостан «Об образовании. Факт переименования указанного учебного заведения не изменил цели и задачи и принципы организации учебного процесса.
<данные изъяты> поименованы в п. 1.10 раздела "наименование учреждений" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и отнесены законодателем к категории образовательных учреждений среднего профессионального образования, что соответствует уставным задачам данного образовательного учреждения. Должность <данные изъяты> указана в п. 1 раздела "наименование должностей" названного Списка, в связи с чем, суд приходит к выводу о возможности включения в специальный стаж истца спорных периодов работы в указанном <данные изъяты> учреждении. Кроме того, как разъяснено Министерством культуры РФ в своем письме от 24.05.1993 N 01-149/16-12 "О наименовании должностей педагогических работников детских музыкальных, художественных школ и школ искусств", детские музыкальные, художественные, хоровые, хореографические, театральные и другие школы искусств системы Министерства культуры Российской Федерации являются образовательными учреждениями школьного типа, и педагогические работники в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений и организаций образования, утвержденными Приказом Минобразования России от 11.11.92 N 406 по согласованию с Минтрудом РФ (Постановление Минтруда России от 11.11.92 N 33), именуются: преподаватель;.
Учитывая изложенное, суд, действуя в пределах своей компетенции и в рамках процессуального закона, оценив и сопоставив все собранные в рамках настоящего дела доказательства, приходит к выводу о возможности включения спорных периодов работы истца в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Материалами дела доказано отнесение учебных заведений и должностей, в которых работал истец в спорные периоды, к учебным заведениям и должностям, поименованным в Списках, действовавших в период с 1983 г. по настоящее время, что дает истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с положениями п.п. 10 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ.
Согласно решению ГУ - УПФ в Аургазинском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ период службы истца в Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 14 дней не включен в <данные изъяты> стаж и ему отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании п.п. 4,5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Из военного билета истца видно, что он проходил действительную военную службу в составе Вооруженных Сил <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В период прохождения истцом военной службы в составе Вооруженных Сил <данные изъяты> действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Согласно требованиям пп.»г» п.1 названного Положения, учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР (этот документ утратил силу на территории РФ с 1 октября 1993 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 № 953).
Из содержания Постановления Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 г. следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права; при оценке пенсионных прав застрахованных лиц применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был определен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до вступления в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Положения ст.ст.6 ч.2, 15 ч.4, 17 ч.1, 18, 19 и 55 ч.1 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Соответственно необходимо сделать вывод о том, что период службы в Вооруженных Силах <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит включению в стаж работы истца, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Период службы истца в <данные изъяты> Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 14 дней относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
Таким образом, вышеназванный период службы подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.
Как усматривается из оспариваемого решения комиссии УПФ, не подлежат зачету в специальный стаж спорные периоды нахождения истца в учебных отпусках:
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 19 дн.,
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 24 дн.,
ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ - 00 л. 00 мес. 24 дн. общей продолжительностью 00 л 02 мес. 07 дн. т.к. в соответствии с п.п. в п. 8 Списка работа в должности <данные изъяты> засчитывается за период до ДД.ММ.ГГГГ
Суд считает, что решение комиссии в этой части также являются незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно п.п.1 и 2 ст.173 Трудового кодекса РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней), а также для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца.
Учитывая, что в период с ДД.ММ.ГГГГ годы истец работал на должности и в учреждении, работа в которых подлежит включению в специальный стаж, суд считает возможным включить период нахождения истицы в дополнительных оплачиваемых учебных отпусках в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Суд считает, что ответчиком необоснованно применяется пункт 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка за периоды, начиная с 01.01.2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 01.01.2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Суд считает, что условие о необходимости наличия педагогического стажа истца продолжительностью не менее 16 лет 08 месяцев исполняется, в связи с чем, оснований для отказа за истцом права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не имеется
Как установлено судом, стаж истца с учетом принятого в зачет специального стажа периода службы Российской Армии исчисляется с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год и составляет 17 лет 4 месяцев 15 дней.
Таким образом, трудовой стаж педагогической деятельности истца на момент обращения в Пенсионный Фонд составляет 27лет 01 месяц 06 дней, что позволяет ему назначить пенсию по старости ранее достижения возраста.
Согласно п. 1 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как усматривается, из объяснений сторон и материалов дела впервые о назначении пенсии на льготных основаниях истец обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) по Аургазинскому району ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах суд принимает решение об обязании ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. СТ. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
1) Иск Мусина М.З. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ об оспаривании решения по отказу в назначении пенсии удовлетворить.
2) Решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Мусину М.З. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части не включения в специальный стаж его <данные изъяты> деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы в должности <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 10 лет 11 месяцев 17 дней, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 19 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24 дня, период его прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 14 дней, признать незаконным и отменить.
Обязать ГУ - Управление пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе включить в специальный стаж педагогической деятельности, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы Мусина М.З. в должности преподавателя в детской музыкальной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 10 лет 11 месяцев 17 дней, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 19 дней, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24 дня, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 24 дня, период прохождения действительной военной службы в Вооруженных силах <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью 2 года 14 дней,
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ досрочно назначить Мусину М.З. трудовую пенсию в связи с <данные изъяты> деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ. - со дня его обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в Аургазинском районе РБ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней со дня принятия его в окончательной форме через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья: подпись
Решение на 2.03.2011 г. в законную силу не вступило