Дело №2-762/2012 по иску Михайловой А.М. к с/х производственному кооперативу `Красная Башкирия`, администрации СП Ибраевский с/с МР Аургазинский район о признании права собственности.



дело 2-762/12

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 августа 2012 года                                                                                                 село Толбазы

Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Буляккуловой Н.И.,

с участием истца Михайловой А.М., ее представителя Рафикова М.Р., по письменному заявлению в соответствии с ч.6 ст.53 ГПК РФ,

третьих лиц Михайлова А.М., Алгушаева Ш.Х.,

при секретаре Акбашевой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Михайловой А.М. к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Красная Башкирия», администрации сельского поселения «Ибраевский сельский совет» о признании права собственности,

установил:

Истец обратился в суд с указанным выше иском, в котором просит признать за ней право собственности на квартиру, расположенную по ..., состоящую из литеры <данные изъяты> кв.м соответственно, итого по объекту в целом <данные изъяты> кв.м. Заявленные требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Михайлова А.М. приобрела по договору купли-продажи у СПК «Красная Башкирия» квартиру в жилом доме, расположенном по .... Стоимость квартиры согласно п.1 договора была определена в <данные изъяты> рублей. Согласно условиям договора Михайлова внесла в кассу СПК «Красна Башкирия» денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, остальная часть денег в размере <данные изъяты> рублей была удержана с заработной платы. На сегодняшний день задолженность перед продавцом, согласно справке отсутствует. В настоящее время лишена возможности зарегистрировать право собственности на жилой дом, в связи с тем, что договор купли-продажи не соответствует гражданскому законодательству, и у продавца нет регистрации первичного права собственности.

Представитель ответчика - администрация сельского поселения «Ибраевский сельский совет» - Ефимов Ю.Н. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, направил в суд заявление о рассмотрении дела без его участия, в котором указал, что исковые требования Михайловой А.М. признает полностью, просит иск удовлетворить.

Третьи лица - конкурсный управляющий СПК «Красная Башкирия» Габбасов Р.Р., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд считает возможным в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

В судебном заседании истец Михайлова А.М. и ее представитель Рафиков М.Р. поддержали исковые требования и просили их удовлетворить, пояснили суду, что между ней и председателем СПК «Кр.Башкирия»КФХ Насыровым Ф.М. был заключен договор купли-продажи жилого дома, ею оплачена стоимость в полном объеме, в связи, с чем необходимо признать право собственности на данный объект.

Суд в соответствии со ст. 39 ГПК РФ не принимает признание иска ответчиком, так как это противоречит закону.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Из ст. 131 ГК РФ следует, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Судом установлено, что договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключен между председателем СПК «Красная Башкирия» Насыровым Ф.М. (именуемым Продавцом) и Михайловой А.М. (покупателем), по условиям которого продавец продает покупателю жилой дом, находящейся по адресу: ..., согласно решения членов правления СПК протокол от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты> рублей.

При подготовке дела к рассмотрению судом истцу и ответчику было предложено представить документы, подтверждающие право собственности продавца на жилое помещение, находящегося по адресу: ...

Однако указанные доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые ссылаются стороны, суду не представлены.

Как следует из имеющегося в материалах дела договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ между СПК «Красная Башкирия» в лице председателя Насырова Ф.М. (продавца) и Михайловой А.М.(покупателя), согласно условиям, которого Продавец обязуется продать покупателю жилой дом, оплата покупателем будет производиться путем внесения наличных денежных средств в кассу СПК в сумме <данные изъяты> рублей, а оставшаяся часть в сумме <данные изъяты> рублей будет удержано из заработной платы Михайловой А.М.

Оплата за жилой дом по данному договору в размере <данные изъяты> рублей Михайловой А.М. произведена, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ и справкой, выданной СПК «Кр.Башкирия».

В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение имеет инвентарный , кадастровый номер отсутствует, общая площадь <данные изъяты> кв.м, жилая площадь <данные изъяты> кв.м. Сведения о правообладателе жилого дома отсутствуют.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ сельского поселения Ибраевский сельский совет муниципального района Аургазинский район РБ хозяйству Михайловой А.М. присвоен адрес: ... расположенный на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровым номером .

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ сельского поселения Ибраевский сельский совет муниципального района Аургазинский район РБ хозяйство, расположенное на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровым номером по адресу: ... дом кирпичный ДД.ММ.ГГГГ постройки, принадлежит Михайловой А.М.

Из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельному участку, расположенного по адресу: ..., площадью <данные изъяты> кв.м,, находящийся в государственной собственности, присвоен кадастровый номер

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, объект недвижимости, расположенный по адресу: ... реестре муниципального имущества муниципального района Аургазинский район Республики Башкортостан не числится.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального района Аургазинский район РБ сведениями о принадлежности жилого дома, расположенного по адресу: ... не располагает, так как на госудасртвенное хранение в муниципальный архив документы не поступали.

Свидетель Насыров Ф.М., являвшийся председателем СПК «Красная Башкирия», допрошенный в ходе рассмотрения дела, пояснил, что квартира являлась колхозной, право собственности СПК не оформлялось, документы переданы конкурсному управляющему, купля-продажа жилого помещения была произведена на основании заседания членов СПК, у Михайловой имелась задолженность по оплате коммунальных услуг, проживала по договоренности до его председательства.

В соответствии с п. 60 Пленума Верховного суда РФ №10, Пленума Высшего Арбитражного суда РФ №22 Постановление от 29 апреля 2010г. «О некоторых вопроса, возникающих в судебной практике при разрешение споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» отсутствие государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю не является основанием для признания недействительным договора продажи недвижимости, заключенного между этим покупателем и продавцом.

В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Пунктом 58 Постановления Пленума предусмотрено, что лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Однако, доказательств о том, что право на спорный жилой дом принадлежит СПК «Красная Башкирия», суду не представлено.

СПК «Красная Башкирия» на момент заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ не обладал правом собственности на отчуждаемую вещь и не имел права ею распоряжаться.

Статьей 218 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права собственности.

Истцом Михайловой А.М. в качестве основания приобретения права собственности на жилой дом указано заключение договора купли-продажи указанного жилого дома с СПК «Красная Башкирия».

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Однако, как указано выше, в рассматриваемом случае право собственности СПК «Красная Башкирия» на спорный жилой дом не возникло.

Согласно п. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Поскольку договор купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке не зарегистрирован, он не считается заключенным и не может быть признан судом в качестве законного основания приобретения Михайловой А.М. права собственности на данный жилой дом.

В соответствии с п. 59 Постановления Пленума иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Истцом таких доказательств не представлено.

Кроме того, согласно п. 59 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 10 и Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» принят Государственной Думой 17 июня 1997 года, подписан президентом РФ 21 июля 1997 года. Истец Михайлова А.М. обратилась с иском о признании права собственности на квартиру 6 июля 2012 года.

При изложенных выше обстоятельствах исковое заявление Михайловой А.М. о признании права собственности удовлетворению не подлежит. Иных оснований для признания права собственности на спорное недвижимое имущество истцом не заявлено.

Руководствуясь ст.ст. 39, 56, 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Михайловой А.М. к сельскохозяйственному производственному кооперативу «Красная Башкирия», администрации сельского поселения «Ибраевский сельский совет» о признании права собственности отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в апелляционном порядке в течение одного месяца через Аургазинский районный суд РБ.

Решение принято в окончательной форме 24.08.2012 года.

Судья подпись.

Решение на 12.09.2012 г. в законную силу не вступило.