Дело №2-764/2012 по иску Прокурора Октябрьского р-на г. Уфы к ИП Сайфуллиной Л.М. об обязании получить разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух.



Дело №2-803/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с.Толбазы                                                                                           10 октября 2012 г.

Аургазинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Набиевой А.З. при секретаре Амирхановой М.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Октябрьского района г.Уфа в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Сайфуллиной Л.М. об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор октябрьского района г.Уфа обратился в суд с иском к ответчику об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух указав, что в соответствии с п.2 плана работы прокуратуры Октябрьского района г.Уфа на 2 полугодие 2012 года проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользования индивидуальным предпринимателем Сайфуллиной Л.М., в ходе которой было установлено, что ответчик Сайфуллина Л.М.на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ арендует помещение находящегося по адресу: ..., в котором осуществляет предпринимательскую деятельность путем оказания услуг по мойке транспортных средств без проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, а также без утвержденного проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Прокурор Октябрьского района г.Уфы просит суд обязать ответчика разработать предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, утвердить проект предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Представитель истца - помощник прокурора Аургазинского района РБ Батталова Р.Р., поддержав иск, просила суд его удовлетворить.

Ответчик Сайфуллина Л.М.. в судебном заседании заявленные исковые требования признала в полном объеме, суду пояснила, что она заключила договор на разработку проекта и в ближайшее время устранить выявленные прокуратурой нарушения..

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

         Согласно 4.1, ч.З ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

              Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

              Вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

             Также, согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

            В нарушение требований указанного законодательства выброс загрязняющих веществ от стационарного источника осуществляется без специального разрешения.

            Атмосферный воздух является одним из жизненно важных компонентов окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных. Таким образом, отсутствие нормативов предельно допустимых выбросов от вышеуказанных источников загрязнения и отсутствие соответствующего разрешения является нарушением конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно «Методическому пособию по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (СПб, 2002), введенного в действие письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-33» автомоечный пункт, автосервис (пункт шиномонтажа, пункт технического обслуживания автотранспортных средств, пункт ремонта автотранспортных средств) является стационарным источником загрязнения атмосферного воздуха. При эксплуатации его путем оказания соответствующих услуг по ремонту, мойке, техническому обслуживанию передвижных источников (транспорта) происходит выброс загрязняющих веществ в атмосферу - пары бензина, оксид углерода и азота, диоксид серы и прочее, а также, как указывалось выше, образуются отходы 1 - IV класса опасности.

Согласно Методике проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для баз дорожной техники (расчетным методом) НИИАТ, (1998) при обработке местных повреждений (шероховке) резинотехнических изделий выделяется резиновая пыль; при приготовлении клея, промазке клеем и сушке выделяются пары бензина; при вулканизации выделяется углерода оксид.

При проведении медницких работ (пайки и лужении) используются мягкие припои, плавящиеся при температуре 180-230 °С. Эти припои содержат свинец, олово, поэтому при пайке в воздух выделяются аэрозоли оксидов свинца и олова.

При нанесении лакокрасочных покрытий загрязняющие вещества выделяются в виде паров растворителей и аэрозоля краски (в зависимости от марки).

Для холодной обработки материалов используются токарные, фрезерные, шлифовальные, заточные, сверлильные и другие станки. При этом характерно выделение пыли в виде твердых частиц, а также образование стружки. При применении СОЖ - аэрозоли, минеральные масла, различные эмульсолы.

Согласно ч.1, ч.З ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов:

технические нормативы выбросов;

предельно допустимые выбросы.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Вместе с тем, согласно п. 8 Положения о нормативных выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 № 183 разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивается индивидуальным предпринимателем, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, на основе проектной документации (в отношении вводимых в эксплуатацию новых и (или) реконструированных объектов хозяйственной деятельности) и данных инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в отношении действующих объектов хозяйственной и иной деятельности).

В нарушение указанного требования ответчиком не проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, на основании которой, разрабатываются нормативы выбросов загрязняющих веществ в виде проекта.

Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона от 10.01.2007 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей, устанавливается ряд нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

В нарушение ч.1 ст. 22 Федерального закона от 10.01.2007 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ИП Сайфуллиной Л.М. не разработан проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:


Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Уфа в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Сайфуллиной Л.М. об обязании получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух удовлетворить в полном объеме.

Обязать индивидуального предпринимателя Сайфуллину Л.М. разработать предельно допустимые выбросы в атмосферный воздух, утвердить предельно допустимых выбросов и получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Аургазинский районный суд Республики Башкортостан.

Председательствующий судья                                  п/п                     А.З.Набиева                 

Решение по состоянию на 16.10.2012 г. не вступило в законную силу